Министру задали вопросы. Их формулировали преподаватели и родители. А разве только они участвуют в образовательном процессе?
К примеру, разработчики методик обучения. Много авторов, предлагающих образование в онлайн. Театр, кино, музеи, к которым прибегают в процессе воспитания и обучения. Издатели и авторы научно-популярных книг и фильмов. Добавим к ним медиков и психологов. Ведутся разработки для рабочих мест и ученика, и учителя. У них есть вопросы? Ну, хотя бы спросить о том, как опыт по дистанционному образованию скажется на учебном и воспитательном процессах в дальнейшем.
Обратил внимание на стиль вопросов. Они напоминают обращения чиновников низшего ранга к тем, кто рангом повыше.
Школьный учитель подобен чиновнику? Один и другой не может выйти за рамки того, что ему предписано. У чиновника это называют должностными инструкциями, предписаниями, указаниями. У учителя - методичками и учебниками. Один и другой обязан своевременно представить отчеты об исполнении. Один и другой будут наказаны, если не выполнят то, что им предписано более высокими инстанциями. В этой системе иерархии учитель не на самой низкой ступеньке. Это место отведено ученику. Он отчитывается перед учителем, а ещё в форме ЕГЭ и иных проверок его работа оценивается чиновниками более высокого ранга. Ученик оказался в той же чиновничьей системе.
Вопросы для министра естественны. В них сквозят просьбы о снижении отчетности для педагогов и контроля за учащимися. Много внимания уделено дистанционному обучению. Это самые наболевшие темы. Я не сомневаюсь, что министр будет нацелен на поиск решений для улучшения ситуации. Это по той простой причине, что решения не потребуют изменений в сложившейся системе образования. Их подготовка потребует времени. Она может затянуться в тех случаях, когда нужно дополнительное финансирование. Часть задач, затронутых вопросами, будет решаться точечно, если считать их результатом ошибок отдельных чиновников, а не причиной функционирования системы. К примеру, вопросы по кадрам и по ремонту с названием конкретных школ.
Были просьбы, чтобы бюрократический аппарат не мешал работе. Отношу это к утопическому желанию, так как аппарат нацелен на соблюдение правил. Какие мотивации у чиновника? Они направлены на контроль, а не на успех. Можно пострадать за ошибки при контроле даже при наличии положительного эффекта, но можно быть спокойным за свое кресло при отсутствии результата, если все инструкции соблюдены. Такова система, в которой существенная инновация в работе приводит к нарушениям установленного порядка контроля.
Проблема кадровой политики при назначении и смещении директоров школ существует давно. Фактически затронуты проблемы субъективизма, которые сдерживают инициативу. В книгах по управлению предлагаются различные формы для снижения негатива от субъективных решений. В практике многих успешных коммерческих компаний применяются конкурсные отборы при подборе кадров. Отбор может производиться даже в случаях, когда менеджера хотят заменить на другого. Заменяют только тогда, когда новый претендент на должность в ходе конкурса покажет более высокий уровень компетентности. Процедура предполагает знание проблем, а претенденты отстаивают свои подходы к их устранению. Вроде бы такая процедура не нарушает существующую систему организации, поэтому в некотором смысле она реальна. Конечно, потребует обсуждения и поиска той формы, которая устроит и министерство, и директоров, и учителей.
Прозвучало уже не в первый раз предложение не считать работу учителя образовательной услугой. На самом деле, услугой является то, что фирма или человек предлагает сам, а не задействован лишь в системе выполнения указаний третьих лиц. Нельзя считать, что ученик пользуется услугой, когда никто не спрашивает, какое образование ему дать. У него нет выбора. Можно считать, что учитель предоставляет услугу государству. Ведь не ученик, а высший чиновничий аппарат заказывает и требует исполнения. Поэтому вместо слова услуга в бюрократической системе правильнее было бы применить слово услужение.
Язык, который вводят чиновники, часто используется для камуфляжа. Так, дополнительное образование в самом названии подразумевает, что оно не обязательное. Но ведь новые профессии нельзя освоить, когда в школе лишь то образование, которое нужно было для профессий двадцатилетней давности. Часть профессий ушла, а оставшиеся трансформируются так, что их освоение требует современных знаний. Дополнительное образование является вынужденным, но вся оплата ложится только на родителей. Они платят из тех своих средств, которые остались после уплаты налогов.
Фактически в стране сложились две системы образования. Одна система финансируется средствами из налогов граждан, а другая на средства гражданина из суммы, оставшейся после выплаты им налогов.
В странах с платным образованием граждане сами платят учебному заведению, но тогда меньше платят налогов. Подчеркну, что государство не получает деньги в бюджет на образование, так как эти деньги сразу пошли на оплату образования. Слово «платное» опять искажает истинное положение, пытаясь выдать оплату через собранные налоги за бесплатное образование. С одной из форм оплаты образования можно ознакомиться в статье «Как налоги связаны с образованием и в чём плюсы налоговых вычетов». При этом государство оплачивает обязательный минимум, чтобы образование было доступно детям в семьях с низким доходом. Такая форма финансирования образования стимулирует государство к развитию онлайн, так как снижение стоимости образования автоматически приводит к росту поступлений в бюджет.
Так называемое платное образование создает социальное неравенство. Но равенство возможно только, когда у всех низкий уровень доходов, а с ним и образования. Люди с высокими доходами вовлекаются в процесс формирования современных форм образования, которые потом становятся доступными всем. С приходом в образование формы онлайн учителя сосредотачиваются на беседах с учениками, на организации диалогов в группах, на проведении проблемно-деловых игр, а подача новых материалов происходит нередко в игровой форме. Командно-административная система блокирует любую инновацию, требуя согласования и утверждения в высших эшелонах бюрократической системы, поэтому можно предсказать, что страна будет отставать в подготовке кадров для бурно формирующейся цифровой экономики.
В нашей стране наиболее обеспеченные граждане переходят на семейное образование. Введённое в обиход слово «семейное» искажает суть процесса. Образование назвали семейным, хотя это лишь отказ от государственной школы. А при этом как бы осталось в тени, что переход на дистанционное обучение стало возможным лишь благодаря обучению именно в самой семье, а подчас с оплатой дополнительного образования. Ещё полгода тому назад обсуждалось, как наладить запрет гаджетов в школе, а не как провести тренинги с учащимися для удаленных форм обучения. Несмотря на то, что командно-административная система блокировала электронное обучение, ученики и учителя всё же в огромном большинстве случаев смогли наладить дистанционку. Если в семьях этому не подготовили бы детей, то самоизоляция с обучением не состоялась бы. Именно благодаря семейному обучению и дополнительному образованию имеем сейчас возможность обсуждать проблемы дистанционного обучения. Государство в этом обучении не участвовало, а поэтому чиновникам из Минпросвещения даже в голову не пришло, что учителям в ходе дистанционного обучения надо хотя бы покрыть их дополнительные расходы.
В стране появились частные школы, а есть ещё и те, кто помогает сформировать коллектив педагогов, использующих формы обучения онлайн. Возможны самые различные организационные схемы с онлайном для индивидуальных занятий. Их было бы гораздо больше, если бы государство помогало энтузиастам организационно и финансово. Но и без государства число семей, которые будут обращаться к коммерческому образованию, будет расти. Цена на него будет снижаться в процессе развития онлайн. Воспитательная работа в школе создаст дополнительную мотивацию к обращению к коммерческим формам образования. Особенно после конфликтов, когда учитель для выполнения требований закона о воспитании должен вести детей в парк «Патриот», а у кого-то из детей его класса в это же время занятия в группе, где пройдет диспут о будущем без командиров и начальников.
Проблемы через вопросы подняли в основном преподаватели и родители. А ведь в процессе образования задействованы не только они. Другие участники процесса образования не считали, что Минпросвещение занимается чем-то кроме государственной школы. Они тогда начнут задавать свои вопросы, когда сформируются общественные организации в сфере образования. Можно предположить, что образовательные фонды коммерческих структур начнут оказывать содействие новым формам образования, а не затыкать дыры в системе бюджетного финансирования. Образовательные фирмы, которые нацелены на ученика, формируют будущее, а командно-административная система, сформировавшаяся в годы для реализации ликбеза, застыла на том месте, на каком она была десятилетия тому назад.
Проблемы, поднятые с помощью вопросов, будут решены. Но это зависит не только от Минпросвещения, а и от нас, тех, кто в этом заинтересован гораздо больше, чем чиновники.
ВЫВОД
Все вопросы можно разбить на три группы.
1. Решение возьмет на себя Минпросвещения.
2. Решение возможно, если Минпросвещению будет оказана общественная поддержка.
3. Решение возможно, если за него возьмутся общественные организации, получив финансирование от образовательных фондов коммерческих структур.
Обсуждение