Работа, начатая в мае, позволила опросить учителей, родителей, учеников школ о тех проблемах, которые связаны со школьным образованием. Участники движения «Школа — наше дело» сформулировали вопросы, которые были переданы министру Минпросвещения. Стартовый этап движения прошел успешно, что позволяет перейти к этапу формулирования причин возникающих проблем и к поиску их решений. Один из вариантов предлагается в данной статье.
О возможности реформирования образования.
Депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по образованию Евгений Бунимович сказал: «Я посмотрел, какие изменения, реформы на самом деле всё же вошли в школу. Это только те, которые только на самом деле были восприняты и шли от общества, от родителей». Следовательно, нужно искать те формы по изменению форм управления образованием, которые активизируют процесс снизу. Ведь современная система управления образования построена так, что учителю трудно проявить самостоятельно инициативу. Он не может отойти от тех методик, которые контролируются сверху. Следовательно, целесообразно изменить систему управления.
Эксперт в области социально-экономического развития в регионах Наталья Зубаревич уточнила: «Рано или поздно изменения будут. Системно пока нет». Она считает, что институциональных решений ждать пока рано. Это естественно. Раз изменения в организации управления потребуются кардинальные, то нужна поэтапная работа с апробированием возможных вариантов организации управления.
Что надо оставить в системе управления, а что требует существенной реорганизации? Как будут формироваться варианты управления? Их будут предлагать сверху? Будут ли они поддержаны инициативами снизу? А будет ли поддержан сверху учитель, когда начнет использовать онлайн без предварительного разрешения на это?
Вроде бы сейчас никто не мешает создать частную школу и начать преподавать с использованием онлайн. А тогда что мешает внедрять в государственной школе использование онлайн? Видимо, мешает установка на то, что надо всю страну сразу обеспечить едиными методиками обучения по каждому предмету. Система контроля обучения школьников построена на соблюдении утвержденных методик. Трудно представить контроль работы учителя, если число методик бесконтрольно растет.
Утопично искать единые методики обучения для всех школ страны, если начать использовать онлайн.
Для этого есть много причин. Надо не забывать, что регионы различны по качеству интернета, использование которого необходимо закладывать при разработке новейших методик преподавания. Различны уровни подготовки для восприятия онлайн как со стороны учеников, так и их родителей. Учитывать уровень подготовки родителей необходимо, так как они являются частью образовательного процесса. Нельзя их ставить в условия, когда навыки владения интернетом не позволят им контролировать учебу своих детей. К тому же и сами учителя имеют разную подготовку для использования онлайн в учебном процессе. Как выразился академик РАО, руководитель Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили: «В школе много учителей-двоечников и учителей-троечников». Но ещё, как он отметил, «надо менять сознание учителя». Ведь учитель теперь присутствует не в классе, а на экране.
Очевидно, что обучение с использованием онлайн должно учитывать качество интернета в регионе и уровни освоения интернета со стороны учителей, учеников, родителей. К этому добавляется ещё одна проблема - подготовка кадров отстает от потребностей рынка труда. Это связано с высокой динамикой изменений в экономике. А введение в школьную практику вновь создаваемых методик имеет прежнюю низкую скорость. Единые методики обучения являются тормозом для использования новейших достижений в области образования.
Но без единых методик обучения нельзя сохранить ту форму контроля за процессом образования, которая сложилась к настоящему времени. Надо менять систему контроля работы учителя.
Международная система контроля серии ИСО 9000 как вариант замены существующей формы контроля за образованием.
Надо признать, что старая система контроля фактически препятствует развитию инициативы. Международный стандарт серии ИСО 9000 лишён этого недостатка. Этот стандарт не является формой законодательства, его принятие со стороны России лишь было признанием того, что он не противоречит российским законам. В нем подробно прописаны формы контроля исполнителей. Контроль осуществляется лишь по результатам деятельности, а не в ходе самого рабочего процесса. Тем самым появляется возможность каждому на своем рабочем месте использовать новейшие достижения без согласования с руководителями. Для педагогической деятельности это означает, что преподаватель сам отслеживает те онлайн-программы, которые он предполагает применить, а его ученики должны продемонстрировать положительные результаты на экзаменах. А вот форма и содержание экзаменов для проверки уровня знаний учащихся формирует контролирующий орган, чтобы обеспечить единое образовательное пространство на всей территории России.
Сохранение единого образовательного пространства возможно.
Возможность самой школе использовать новейшие методики создаст разнообразие в системе школьного образования. А единый контроль по итогам работы каждой школы обеспечит необходимый уровень единообразия, который даст возможность ученикам переходить из одной школы в другую. Но навыки для работы в онлайн сформируются разные. Они во многом будут определяться теми онлайн, которые будут использованы в ходе обучения. Проверка должна содержать минимальный набор навыков для работы в режиме онлайн? Если не так, то школа может отказать желающему в ней учиться, если у того нет необходимых навыков. С такой ситуацией наша страна была знакома, когда не всегда была возможность из обычной школы перейти в школу с углубленным изучением отдельных предметов.
Повышение роли родителей в системе образования.
При существующей системе образования роль родителей минимальна. Фактически она сведена лишь к контролю ребенка при выполнении заданий. Родители когда-то обучались по тем же методикам, поэтому у них затруднения возникают не часто. Не удивительно, что учителя и родители контактируют в основном по вопросам выполнения требований, контролируемых Минпросвещением. Роль родителей повышается, когда у них появляется возможность выбора школы в зависимости от того, как в ней используются возможности онлайн. Они должны вникнуть в то, с чем не были знакомы в прежние годы.
При появлении выбора для обучения родители будут более ответственно относиться к самому процессу образования. А это в свою очередь будет мотивировать их к более плотным контактам с учителями. В каких-то школах им порекомендуют самим освоить дополнительные навыки, которые необходимы для контроля учебы их детей. Они могут отказаться от таких школ, остановившись на тех, где их навыков уже достаточно. Родители должны иметь возможность выбора в зависимости от обладания навыками контроля за учебой детей.
Инновационные методики с использованием онлайн возможны только при взаимодействии учителей и родителей.
Нынешняя ситуация в чём-то схожа с временами ликбеза в 20-х годах. Схожа в том смысле, что и тогда, и сейчас возникают ситуации, когда ученик знает больше, чем его родители. Только доверие учителю позволяет сформировать систему, когда родитель согласен на систему, где он лишен возможности личного контроля за учебой своего ребенка. Только добровольное согласие работать вместе родителей и учителей позволит использовать инновационные методики, предлагаемых в интернете. Первые контакты начинаются с обсуждения организации учебного места ученика как в школе, так и дома. Взаимопонимание и взаимное доверие становятся основой существования таких школ.
Не каждый родитель согласится отдать своего ребенка в школу, где методики обучения могут изменяться. Не согласятся даже в том случае, когда любые новшества для обучения детей будут с ними согласованы. В самом начале статьи размещена иллюстрация двух форм подхода родителей к воспитанию ребенка. Родители, привыкшие воспитывать ребенка с обсуждением вариантов решений с прогнозом на результат в будущем (правый рисунок на иллюстрации перед статьей), быстрее решатся отдать ребенка в школу с использованием новейших онлайн. Такие родители лучше подготовлены для налаживания взаимопонимания всех сторон, участвующих в образовательном процессе. Ведь согласование будет проходить через сравнение различных вариантов на их последствия, на повышение качества образования за счет овладения навыками работы с использованием онлайн.
Нагрузка на школьников не возрастет.
Ученикам придется осваивать те навыки, которых не приобретают в традиционной школе. Время для дополнительных занятий будет образовываться за счет того, что дальнейшее усвоение основного материала потребует меньше учебных часов. Ведь такова одна из целей инновационных форм обучения.
Общественный орган для организации взаимодействия всех заинтересованных сторон.
В школе придется сформировать комиссию, которую условно назову комиссией по согласованию инновационных предложений. Комиссия будет рассматривать предложения от учителей, родителей и учеников, чтобы учитывались возможности всех участников единого процесса. Фактически она будет обеспечивать реализацию единой информационной программы школы.
Согласование — не только процесс сбора мнений от родителей и учителей. Согласование будет означать выбор форм до обучения, а потом и организацию самого процесса получения дополнительных навыков и знаний как учителями, так и родителями. Членам комиссии придется контактировать с айтишниками, которые предложат свои продукты школе. Организационная форма таких комиссий требует тщательной проработки ещё до того, как будут приняты решения возможного перехода школы на новые формы работы. Принцип демократического централизма, который знаком большинству в нашей стране, не применим.
Привлечение дополнительных ресурсов.
Социальное неравенство сохранится. Его можно использовать для привлечения дополнительных ресурсов в сферу образования. Дополнительные ресурсы будут не только финансовые, но и интеллектуальные, и организационные.
Сейчас дополнительные возможности родителей и благотворителей используются слабо, так как их можно направить лишь на укрепление устаревшей системы образования. Другое дело, когда родители будут оценивать и давать предложения по обучающим инновациям, а благотворители примут участие в оплате работ айтишников. А опыт школ, где учителю дано право на эксперимент, можно будет переносить в те школы, где отсутствуют инновационные подходы. Тогда и от государства потребуется меньше ресурсов, чтобы повысить качество образования на всем пространстве России.
Разделение школ на те, где используются новейшие возможности онлайн, и те, кому предлагается заимствовать их опыт.
Школы фактически будут двух типов. Один тип школ - использование новейших возможностей для обучения онлайн. Другой тип - это заимствование их опыта на основе рекомендаций Минпросвещения. Подчеркну, что первый тип школы организуется самими учителями и родителями учеников, а не на основе решений работников министерств.
У Минпросвещения появится новая очень важная задача. Его работники будут изучать разные варианты, сравнивать их, искать пути снижения уровня социального неравенства через распространение наиболее перспективных инновационных образовательных решений. Это не подразумевает, что школы второго типа будут все с одинаковыми методиками обучения. Министерство будет предлагать варианты, а учителя вместе с родителями из этих вариантов будут отбирать то, что, по их мнению, наилучшим образом подходит для конкретной школы.
Переход на новую форму работы будет осуществляться не для всех школ сразу.
Трудно спрогнозировать, каким образом будет расти разнообразие и число школ, соответствующих запросам в эпоху информационных/цифровых технологий. На начальном этапе их будет мало. Нужно время, чтобы наиболее активные родители и педагоги смогли организоваться так, чтобы понять друг друга и создать согласительную комиссию до начала совместной работы. Число таких школ будет расти по мере овладения навыками взаимодействия между родителями и учителями. Будет зависеть от качества интернета в регионе. А ещё будет зависеть от навыков работы в интернете родителей. Навыки будут выше у тех родителей, для которых использование интернета необходимо в повседневной работе. Такие родители уже сейчас находят сайты онлайн-обучения для дополнительного образования. К тому же цена интеллектуальной продукции для использования школами методик онлайн-обучения будет снижаться. Это происходит в соответствии с законами информационной экономики, когда при росте спроса на онлайн-продукт резко снижается на него цена (здесь нет классики спроса и предложения, так как не требуются дополнительные расходы для размножения информационной продукции, только начальные расходы).
Вместо заключения.
Часто слышим, что государство проявляет заботу о наших детях. Так будем ли считать заботу государства удовлетворительной, если не будет новых вариантов для принятия решений самими родителями для использования возможностей онлайн-обучения? Позволят ли учителям с согласия родителей совершенствовать методики обучения без обязательных докладов и согласований с аппаратом контроля их деятельности?
Ответом может стать обсуждение возможностей замены существующих форм контроля на принципы международных документов серии ИСО 9000. Если эти принципы возможны в системе образования, то реально сохранение единого образовательного пространства при разнообразных методиках обучения, а переход будет проходить поэтапно без существенных институциональных изменений.
Обсуждение