Выбор вместо соревнования

02 сентября 2020 // Юрий Никольский

В этой статье дана подборка тем для работы инициативных групп, о которых говорится в статье «10 всероссийских планерок. Что дальше» (https://nashedelo.ru/a/10-vserossiiskikh-planerok-chto-dalshe).

Система государственного образования для средней школы выстроена на базе единых программ обучения с едиными методиками преподавания. Смена школы и итоги предыдущих лет оставляют школьника в той же единой системе образования. Результаты проверки знаний не влияют на изменение программы или методики преподавания в школе. 

Ученик по получаемым оценкам обязательно определяет свое место среди одноклассников. Система образования реализует соревновательность вместо выбора той программы обучения, при которой лучше будет реализован потенциал ребенка. Государство поощряет лишь тех, кто в процессе соревнований получал наивысшие баллы. Об остальных государство не очень-то заботится, успокаивая наличием рабочих мест в секторе малоквалифицированного труда.

Система соревнований становится источником апатии, стрессов и даже неврозов, принимающих иногда форму депрессии. Ученик теряет интерес к учебе, если не вырывается в первые ряды, а потеря интереса мешает раскрыть дарования ребенка. Его уже трудно нацелить на получения тех знаний, где он мог бы добиться успеха. Даже репетитор видит свою задачу в достижении более высокого результата на ЕГЭ, что сродни тренеру спортивной секции.

Хорошо бы иметь такую систему образования, где родители могут выбрать ту школу, которая лучше соответствует способностям их ребенка. Но тогда нужно отказаться от единственного образовательного стандарта. Возможно ли изменить саму систему образования так, чтобы в ней присутствовал выбор вместо соревнования? Переход от соревновательной системы к системе выбора реален при широкой общественной поддержке. Обсуждения позволят найти варианты постепенного перехода на добровольной основе. Они нужны, чтобы необходимый переход происходил без излишней нервотрепки как для учителей, так и для родителей.

Если будет одобрено создание инициативных групп для организации общественного обсуждения, то я с удовольствием приму активное участие в одной или в нескольких группах. Для этого я публикую темы, которые мне близки.

Тема 1. Любой официальный документ, относящийся к системе среднего образования, должен сопровождаться ссылкой на те организации и объединения граждан, которые участвовали в общественном обсуждении при подготовке документа, и ссылкой на сайт, где отражено обсуждение. 

Пояснения можно найти в статье «10 всероссийских планерок. Что дальше». 

Тема 2. Поступление в вузы должно осуществляться по сумме набранных баллов, а не в системе конкурса. Сумма проходных баллов для зачисления в вуз должна называться в такие сроки, чтобы ученик школы имел возможность оценить свою возможность и качественно подготовиться к ЕГЭ для поступления в тот вуз, который откроет ему наилучшие перспективы для своей будущей жизни.

Пояснения можно найти в статье «ЕГЭ разрушает цели образования» (https://nashedelo.ru/a/yeg-e-razrushayet-tseli-obrazovaniya).

Тема 3. Систему школьного образования необходимо перевести на нормы контроля, изложенные в международном стандарте серии ISO 9000.

Пояснения можно найти в статье «Привести систему управления образованием в соответствии с Законом об образовании» (https://nashedelo.ru/a/privesti-sistemu-upravleniya-obrazovaniyem-v-sootvet-stvii-s-zakonom-ob-obrazovanii).

Тема 4. Систему образования в средней школе привести к той форме, когда у родителей с детьми становится возможным выбор.

Пояснения можно найти в статье «Разнообразие вариантов методик обучения как результат инициативы снизу» (https://nashedelo.ru/a/raznoobraziye-variantov-metodik-obucheniya-kak-rezultat-initsiativy-snizu). К обоснованию надо добавить, что за образование отвечают родители. Одни из них придерживаются традиций, когда воспитание и образование полностью доверено школе. Должны быть школы, удовлетворяющие их пониманию процесса образования. Есть родители, которые уже с первых лет жизни ребенка стараются применять цифровые методики, о чем в статье «Воспитай айтишника!» (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/24693-vospitay-aytishnika) и в статье «Грамотность и дети: почему клавиатура иногда не хуже ручки» (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/69274-gramotnost-i-deti-pochemu-klaviatura-inogda-ne-khuzhe-ruchki). Система образования должна по возможности удовлетворять желаниям любых родителей. Разнообразие школ потребует иных форм финансирования образования. Надо исходить из того, что нет бесплатного образования. Есть разные источники и формы его финансирования. Об этом в статье «Русский за рамками ЕГЭ. О подмене понятий в системе образования» (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/90624-russky-za-ramkami-yege).

Тема 5. Необходимо отменить финансирование школ на основе проверочных работ учащихся.

Пояснение. Финансирование должно быть подушевым. Проверки или экзамены не должны влиять на те средства, которые отпускаются школе. Оценка по результатам экзаменов и проверочных работ нарушает принцип равных прав, которое должно осуществлять государство. Ребенок не виноват, что он учится в школе, где другие учащиеся хуже сдают экзамены. Финансирование школ должно содержать две составляющих. Одна — это средства из бюджета. Средства должны быть в том объеме, которые позволяют содержать школы без доплаты со стороны родителей. Родители могут выбрать школу, где требуется доплата. Тогда часть средств за доплату им возвращается через налоговые вычеты. О налоговых вычетах в статье «Как налоги связаны с образованием и в чём плюсы налоговых вычетов» (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/18306-kak-nalogi-svyazany-s-obrazovaniyem-i-v-chem-plyusy-nalogovykh-vychetov). Разнообразие форм финансирования побудит к тому, что общественные организации при школах (к примеру, советы родителей, попечительские советы) перестанут быть формальными структурами при школах.

Тема 6. Любые проверочные и контрольные работы проводятся для родителей или для детей, а не для аппаратов министерств и ведомств. Они должны помогать родителям и учащимся принимать обоснованные решения по выбору образования. Проверочные работы, спускаемые в школу сверху, должны сопровождаться пояснениями для родителей, каким образом они смогут использовать полученные результаты в интересах образования их детей. 

Пояснение. К примеру, выставление баллов по ЕГЭ позволит выпускнику школы выбрать тот вуз, который наилучшим образом соответствует его способностям, его знаниям и навыкам. Проверочная работа до окончания средней школы должна дать возможность оценить целесообразность перехода в другую школу, где есть дополнительное образование, оплачиваемое родителями. 

Тема 7. Любые требования по составлению отчетов, которые преподаватели должны в обязательном порядке предоставлять в высшие инстанции, необходимо сопровождать пояснениями, как они будут использоваться для улучшения образовательного процесса. Учитель не должен предоставлять отчеты для работы министерств, если они не задействованы для улучшения учебных программ и методик преподавания.

Пояснение. Любой отчет — это дополнительная нагрузка на учителя школы. Необходимо, чтобы его использование проходило общественное обсуждение. Учителя должны согласиться с тем, что отчет будет способствовать сбору информации для улучшения качества образования. 



 

https://nashedelo.ru/a/10-vserossiiskikh-planero…

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Другие публикации автора

Поделиться: