В соответствии с декретом СНК РСФСР (26.12.1919) в стране в 1920 году началась реализация программы ликбеза. В наше время необходима государственная программа, которая должна ликвидировать безграмотность в области виртуальных технологий.
После введения режима самоизоляции тема работы и учебы без прямых контактов с использованием интернета стала сразу основной. Писали и пишут о возникших проблемах. Это естественно. Проблемы возникали из-за недостаточных навыков работы в интернете. Проблемы возникали в ходе освоения программ для взаимодействия. Проблемы возникали из-за того, что рекомендуемые программы не прошли необходимой апробации. Проблемы возникали из-за низкого качества интернета. Проблемы возникали ещё и из-за отсутствия необходимых технических средств, начиная с рабочего места учителя. Об этих проблемах писали много. Реже писали о проблемах, которые связаны с психологической перестройкой личности. Меньше стрессов испытали те, кто ранее использовал виртуальные возможности не только по работе, а и в быту. Минимум проблем был у тех, кто по каким-либо причинам в прежние годы использовал возможности онлайн-обучения*.
Проблемы названы. Любые проблемы являются следствием причин. А о причинах почти не пишут. А если не пишут, то их ликвидировать не будут, а будут затыкать дыры, устраняя лишь на время то одну, то другую проблему.
Причина проблем в дни самоизоляции – устаревшая система образования, для реформирования которой нужна государственная программа.
Подчеркну, что реформирование всей системы образования, а не только школьной и вузовской подготовки.
В качестве аналогии надо вспомнить программу ликбеза, которая была успешной, а началась ровно 100 лет тому назад. Она была вызвана тем, что индустриализация требовала людей, которые должны уметь читать и писать. Токарь должен был понять хотя бы чертеж, чтобы выточить по нему деталь. Требовалось всё больше грамотных специалистов, среди которых инженер был наиболее почитаем. Если по аналогии брать современность, то все больше требуется специалистов, способных работать в виртуальном пространстве, а наиболее популярны айтишники, которые его формируют.
Государство своим декретом в 1919 году среагировало на запросы с учетом будущего развития. Оно в условиях очень ограниченных возможностей в кратчайшие сроки создало школы. Но не только их. Были открыты бесплатные библиотеки. Построены фабрики для производства печатной продукции, тетрадей, ручек с перьями, чернил и всего необходимого для образования всех без исключения. Это требовало новых кадров, поэтому их подготовке уделялось особое внимание. Были разработаны методики для массового учителя. И это в стране, где по некоторым оценкам 80% населения не умело даже читать, а средства передвижения и доставки информации были примитивными.
По аналогии с современностью это означало бы, что в каждой современной школе были бы созданы кабинеты робототехники, а школьники и учителя снабжены компьютерами с входом в интернет. Запускались бы предприятия по производству всего необходимого для широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс. С помощью онлайн-обучения стали бы доступны бесплатные курсы по переподготовке учителей.
Значение ликбеза для страны было огромным. О нем вспоминают редко, хотя он определил развитие страны на многие годы. В дни 75-летия Победы писали много о героях, про индустриализацию, но не о тех, кто воспитал новое поколение и создал кадры для индустриализации.
В начале прошлого века молодое поколение было грамотнее своих родителей. Для предотвращения разрыва между поколениями на основе декрета СНК РСФСР обучением было охвачено всё население до 50 лет. И это при средней продолжительности жизни в 43 года.
Сейчас ситуация в чём-то аналогична. Молодежь входит в мир виртуальной реальности быстрее своих родителей. Те компании, которые используют новейшие технологии, уже много лет сетуют на трудности, связанные со старшим поколением. Но до сих пор нет адекватной государственной программы по их обучению. Нет даже самых простых обучающих программ, которые могли бы помочь в освоении виртуальной реальности. А ведь без этого не сможет развиваться постиндустриальная экономика, где даже покупки и оплата будут производиться без прямых контактов между продавцом и покупателем.
Ликбезом прошлого века было охвачено все население. Мы привыкли к тому, что родители присутствуют в образовательном процессе. Большинство детей приходит в 1-й класс с навыками чтения. Учителю обычно не требуется обучать ученика, как держать ручку. А ведь безграмотный родитель не мог обучить детей чтению, тем более письму. Обучение с входом в виртуальное пространство формирует подобную ситуацию, когда ребенок овладевает виртуальными навыками раньше родителей. Даже раньше своих учителей. Процесс пущен на самотек, что грозит тем, что родители потеряют влияние на своих детей не только в процессе образования, а и при воспитании. А это, в свою очередь, может порождать конфликтные ситуации как внутри семьи, так и между родителями и учителями.
Не редко можно слышать, как кто-то сетует на то, что дети постоянно сидят в своих смартфонах. А ведь это естественно, когда происходит изменение форм получения информации и общения. Психология личности, овладевшая виртуальными навыками, иная, чем та, которая была до эпохи интернета. Аналогичные процессы происходили и при переходе от сельскохозяйственной жизни в индустриальную.
Оценки людей в обществе всегда меняются с изменениями в экономике. В годы ликбеза лучших учеников в школе презрительно обзывали криворукими. А сейчас будущие айтишники проигрывают на олимпиадах, где сохраняются традиционные подходы проверки знаний и умений. Меняются психология, знания, навыки, а способы оценки сохранились. Это приводит к искаженному сопоставлению тех, кто освоил виртуальное пространство, с теми, кто не был вовлечен в образовательный процесс с использованием возможностей интернета.
Для скорейшего искоренения безграмотности в годы ликбеза ставка делалась на молодежь. Не случайно и сейчас айтишниками становятся именно молодые люди. Разница лишь в том, что это происходит не благодаря государственной программе, а за счет инициативы отдельных личностей, внедривших виртуальные технологии при обучении молодежи. Над образовательными онлайн-платформами в основном трудится молодежь.За время самоизоляции новых творцов в области онлайн-обучения объявилось столько же, сколько их было за предыдущие три года. Основные их трудности не в программировании, а в поиске профессионалов из смежных профессий. Им сложно вовлечь в процесс и учителей, и психологов. Они испытывают дефицит тех специалистов, которые после завершения вузовского образования имели бы необходимый опыт работы с использованием виртуального пространства.
Ликбез прошлого века повлиял на кадровую политику. Полуграмотные руководители, которые оказались на должностях в годы революционных преобразований, заменялись людьми, получившими образование. К завершению программы ликбеза был фактически реализован образовательный ценз, когда на управленческие должности могли претендовать только люди с высшим образованием.
По аналогии теперь пора в образовательный ценз добавить наличие навыков по дистанционному управлению.
Столь масштабная программа, которой был ликбез в те далекие годы, не могла бы быть столь успешной без включения в процесс общественности. Государство через свои структуры инициировало создание общественных организаций. Сейчас целесообразно для этих же целей помочь в организации профсоюзов. Профсоюз в его нынешнем понимании создается для снижения напряженности в обществе. Он мог бы аккумулировать мнения учителей по их потребностям в методиках с таким содержанием, когда учителю их просто освоить и научить учащихся правильно работать с электронными учебниками. Профсоюз обязан заботиться о росте квалификации своих членов (профсоюзы развитых стран согласовывают рост квалификации работников с работодателями, чтобы те не потеряли рабочие места). Надо учитывать, что процесс создания новых методик в условиях бурного развития цифровых технологий будет непрерывным и динамичным. Вновь создаваемые методики придется постоянно согласовывать как в процессе их апробирования, так и для внедрения их в практику учительской деятельности.
Профсоюз учителей мог бы взять на себя дополнительные задачи по обучению родителей, чтобы они разбирались в том, как ведется учебный процесс, и могли хотя бы контролировать детей при выполнении домашних заданий.
У нас ложно понимаются задачи профсоюза как борьба между работодателем и его работниками. На самом деле современные профсоюзы занимаются снижением стрессов и предотвращением конфликтных ситуаций. А стрессы и конфликты в ходе вхождения в процесс виртуальных технологий будут возникать все чаще. Нужно наладить понимание и взаимодействие между создателями новейших методик и учителями. Конфликты могут возникать между родителями и их детьми, если родители не разбираются в работе электронных учебников, а тем более всего процесса электронного образования. Конфликты возможны между родителями и учителями, если родителям не оказывать помощь в освоении виртуальных технологий.
В современном мире идет согласование по отработке и внедрению в практику любых новейших технологий, включая виртуальные, с участием общественных организаций. Отсутствие их в России затруднит реализацию ликбеза в сфере виртуальных технологий. Профсоюзы могли бы взять на себя задачи части государственной программы по поддержке благоприятного психологического климата.
____
* Я набрал в поиске через Google фразу «онлайн обучение платформа». Получил: «Результатов: примерно 5 790 000». Это является мощнейшим сигналом о том, что необходимость в государственной программе по использованию интернета в учебных целях уже назрела.
Обсуждение