Начните с создания Совета класса (к дискурсу к теме Управляющих Советов в школах)

28 января 2021 // Юрий Никольский

Хотите такую учебу для своих детей? Для этого нужен Совет класса

О новых задачах Советов при школах, когда интернет становится нормой повседневной жизни учеников и их родителей.

Интернет преобразовал управление экономическими структурами и породил изменения в общественных отношениях. Преобразуется рынок труда, где число фрилансеров выросло за два года в России с 11% до 20%. Всё больше людей обращается к онлайн-образованию, рост которого прогнозируется на 8% каждый год. Молодые родители, для которых интернет вошел в повседневную жизнь, используют компьютер для обучения своих детей с самого раннего возраста (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/69274-gramotnost-i-deti-pochemu-klaviatura-inogda-ne-khuzhe-ruchki). Всё чаще звучит тревожная озабоченность учителей, что школьные методики устарели. Временной лаг их разработки и внедрения не соответствуют ритму новейших реалий. Всё это формирует условия, когда введение новых форм и методик обучения будет зависеть от способности согласовать по ним позиции наиболее активной части родителей с теми учителями, которые склонны к инновациям в образовании. Для согласования потребуется орган, который можно условно назвать Советом. 

Совет — это общественная организация. Общественная организация может давать рекомендации, но никто не обязан им следовать. Может ли Совет повлиять на решения Директора школы в ходе их подготовки? Однозначный ответ дать нельзя, так как он зависит от системы взаимоотношений между Советом и Директором. 

В коллективе, где Директор является уважаемым лидером, есть взаимное понимание. Директор опирается на Совет, чтобы его решения не постигла участь знаменитой фразы Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Но можно ли опыт такого успешного Совета перенести в другие школы? Проблематично. Совет, созданный по инициативе Директора, не получит должного уровня доверия со стороны родителей без устойчивых контактов в их среде. Совет, созданный по инициативе отдельной группы родителей, должен ещё доказать Директору, что он отражает мнение не только этой группы, а всех, кого будет касаться директорское решение. В большинстве школ слишком слабый уровень контактов в среде родителей учеников даже одного класса, что затрудняет формирование Советов. Думаю, что формирование условий для изменения ситуации надо начинать с создания механизма, где учителя, родители и ученики смогут высказывать свои мнения друг другу. 

В эпоху интернета обмен информацией происходит на площадках социальных сетей и на сайтах. Виртуальные формы общения имеют ряд преимуществ перед собраниями в аудитории. Начать формирование Совета, на мой взгляд, целесообразно с создания площадки в интернете под общение учеников и родителей одного класса. Все, кто согласился зарегистрироваться на этой площадке, становятся членами Совета класса. В условиях пандемии были отработаны механизмы работы на подобных площадках, поэтому достаточно желания, инициативы и умений у организаторов Совета класса. Совету класса не нужны выборы руководящего состава, так как для его успешного функционирования достаточно модераторов, которые следят за выполнением правил размещения информации на сайте, а при необходимости формируют опросные листы для выяснения позиции каждого (модератор должен владеть основными компетентностями https://nashedelo.ru/a/kompetentnosti-i-sovet-roditelei). 

Основной задачей Совета класса является поиск решений, участие в которых будет происходить только на добровольной основе. Сайт будет содержать информацию для связи с модератором и правила работы на нём. Каждый ученик и каждый родитель регистрируется на сайте под своим именем, не может быть одинаковых имен для родителя и их детей. В правилах будет сформулировано основное требование, что к размещению будет допускаться лишь та информация, которая имеет отношение к учебе и к планируемым мероприятиям данного класса. Каждое предложение по организации любой деятельности должно аргументироваться, а оценочные суждения по любому поводу запрещены, что снизит возможность возникновения конфликтных ситуаций. Обсуждение на сайте Совета класса во многом подобно общению на площадках социальных сетей, так как это создаст условия, когда обсуждение поиска решений проходит открыто, родители и их дети с проблемами школы не уходят в социальные сети. 

На площадку для обсуждений можно допускать не только учеников, родителей и учителей, а их знакомых и даже посторонних, согласных выполнять установленные правила общения. Допуск посторонних возможен, чтобы дети могли приглашать для обсуждения своих друзей, а не уходили для общения с ними в социальные сети. Детям не запрещено прописать себя на сайте дополнительно под вымышленными именами, если хотят какие-то посты размещать скрытно с использованием второго адреса, но допуск к опросным листам будут иметь только те имена, которые соответствуют реальным ученикам и родителям - опрашиваемый открыт, не может выступать инкогнито. 

Модератор должен учитывать, что почти все участники Совета класса не обладают достаточными умениями для соблюдения всех правил. Этому надо будет обучать в процессе работы Совета класса (о необходимости этого на https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/10287-roditelyam-nado-nezapreshchat-sotsseti-aobuchat-detey-pravilnomu-vnikh-povedeniyu). Посты или комментарии, не соответствующие заранее сформулированным правилам, удаляются модератором, а участнику сообщается причина удаления. Сообщение от модератора не должно быть формальным, а выполнять дополнительную функцию, способствующую освоить безопасную работу в социальных сетях. Обучение виртуальному общению станет дополнительной мотивацией для участия в Совете класса учеников и их родителей. 

Модератор обрабатывает информацию, классифицирует её по своему усмотрению, а потом итоги своей работы размещает на сайте. От имени модератора целесообразно давать информацию по ходу обсуждения возможных решений в таком виде, чтобы она легко воспринималась всеми членами Совета класса. В частности, желательно отвести отдельные места на сайте, где размещены списки тем, которые были подняты в ходе обсуждения. Их наличие придаст людям уверенность, что каждое предложение замечено, а обсуждение будет происходить позже.

Со временем в школе может сформироваться несколько Советов класса. Это станет сигналом к тому, чтобы приступить к их объединению ещё в один Совет, назову его условно Советом параллели, если для классов одной параллели, или Советом старшеклассников, если для старших классов школы, или Советом школы, если для всей школы. Не надо спешить охватить максимум, а важно добиться, чтобы была возможность получения полной и достоверной информации новым Советом, а это реально лишь при отлаженной работе в каждом из Советов класса. 

Создание нового Совета базируется на договоренности уже работающих модераторов. Они составят правила, по которым он будет функционировать. В новый Совет автоматически включаются все предыдущие члены тех Советов класса, которые в него войду на добровольной основе. Между Советами будет разделение тем обсуждения. Решения, которые касаются только одного отдельного класса будут находиться в рамках Совета класса, а на обсуждение в новый Совет будут выноситься лишь те темы, которые не могут быть решены на уровне Совета класса. 

Тема, выносимая на Совет, объединяющая несколько Советов класса, уже прошла предварительное обсуждение хотя бы на сайте одного Совета класса. Ей необходимо придать порядок при обсуждении на более высоком уровне, соблюдая следующую последовательность: точная формулировка решаемой проблемы → описание причин её наличия → поиск вариантов решений для устранения причин → анализ на последствия рассматриваемых вариантов решения. Это стандартный порядок этапов обсуждения, который используется в подготовке решений. При этом в работе Советов будет достигаться ещё одна цель — обучение процессу подготовки решений

Совет может обращаться в административные органы, отвечающие за образовательный процесс. Для этого надо заранее продумать форму взаимодействия с тем лицом, от которого зависит принятие решений. Целесообразно составлять письма с просьбой высказать мнение по затрагиваемой проблеме. К письму прилагается документ, который отражает результаты обсуждения в рамках Совета с результатами опросов. Подчеркну, что в письме нет требования принять решение, а содержится лишь приглашение к участию в дискуссии, которая проводится на информационной площадке Совета. 

Когда стоит регистрировать Советы на официальной основе? Тогда когда потребуется получать официальные ответы от тех, кому направлено письмо с просьбами о принятии решений, когда целесообразно осуществить переход к официальной системе отношений.

Дальнейшие шаги по развитию Советов связаны с вхождением в различные общественные организации, где обсуждаются проблемы, выходящие за рамки отдельной школы.

Основы формирования общественных организаций в условиях интернета:

  • Первоочередная задача Совета — сбор полной и достоверной информации.
  • Совет создает условия для поиска согласованных решений.
  • Членами Совета класса могут быть только учителя, ученики и их родители данного класса, а к обсуждению могут допускаться другие лица, чьи посты не выходят за рамки обсуждаемых тем на сайте Совета класса.
  • Решение принимает каждый член Совета для себя лично, о чем информирует других при заполнении опросных листов.
  • Совет не избирает руководителей для организации работы, все члены Совета равны.
  • Выполнение правил размещения информации на сайте Совета осуществляют модераторы, которые могут приглашаться со стороны при отсутствии желающих среди членов Совета.
  • Модераторы одновременно берут на себя функцию обучения работам в социальных сетях и по процедурам подготовки решений.
  • Совет информирует лиц, принимающих административные, материальные, финансовые решения, и приглашает их к участию в обсуждении.

 

https://nashedelo.ru/a/sovet-roditelei-instrukts…

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Другие публикации автора

Поделиться: