В документах для формирования Совета Родителей нет понятий, отражающих компетентности, а им необходимо уделить не меньше внимания, чем юридическим вопросам для успешной деятельности общественной организации.
Слова, используемые для обозначения компетентностей, совпадают с теми, к которым все привыкли в повседневной жизни, но они наполнены иным содержанием. В статье рассматривается содержание этих понятий.
БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ
В уставе Совета Родителей записано, что решения принимаются большинством голосов. Но достаточно ли только поддержка большинства для принятия решений? Мой ответ - нет. Рассмотрим на примере.
Предположим, что родителям в рамках воспитания патриотизма предложена экскурсия в парк «Патриот». Поставили на голосование. 65% родителей согласились принять участие в этом мероприятии, а другие стали возражать. Такое решение может стать началом конфликтной ситуации? Стоит ли Совету Родителей участвовать в организации решения, если часть родителей возражает?
Совет Родителей может предложить ещё два мероприятия. У родителей появится выбор из трех вариантов: экскурсия в парк «Патриот» с посещением партизанской деревни, посещение Донского монастыря для ознакомления с историческими личностями некрополя, прогулка по Китай-городу с рассказами о деловой, просветительской и героической истории. Каждый родитель может проголосовать за одно, за два и даже за все три мероприятия. Противников каждого из предложенных мероприятий может оказаться меньше половины. Тогда стоит из предложенных мероприятий провести то, при котором минимальна вероятность возникновения конфликтной ситуации.
На примере видно, что компетентность в организационной работе проявляется в период подготовки решения. Решение, которое не порождает конфликтных ситуаций, называют согласованным решением. Идеально, когда оно воспринимается всеми родителями как необходимое мероприятие в интересах их детей.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Самостоятельная личность не склонна к послушанию. Она не прочь высказать своё отношение к любому готовящемуся решению. Это лишь одно из свойств, характеризующих самостоятельность индивида. Отношение к таким людям должно быть положительным, но тех, кто склонен критиковать решения начальников, нередко называют критиканами, а это уже является отрицательной характеристикой.
Другое дело, когда вместо критики предлагается альтернатива, а ещё лучше, если автор альтернативного решения готов участвовать в его реализации. Это уже может показывать способность личности проявлять самостоятельную инициативу. Предложение может вызвать противодействие со стороны тех, кто любыми средствами стремится не допустить его. Поэтому необходимо уметь вести диалог так, чтобы точка зрения инициативного человека была услышана и понята другими. Но способен ли Совет Родителей организовать диалог так, чтобы каждый мог обосновать свою позицию?
Среди участников обсуждения могут оказаться манипуляторы, которые в ходе диалога будут прибегать к приемам, позволяющим переключить людей на обсуждение иных тем. Нередко они дают оскорбительные характеристики людям, негативно отзываются о прошедших мероприятиях. Их задача - утопить содержательную часть диалога в отвлекающих спорах, нарушить возможность оценить верность аргументации, противодействовать сравнению разных вариантов, побудить кого-то отказаться от участия в обсуждении.
Самостоятельность Совета Родителей предполагает умение противостоять натиску тех, кто пытается манипулировать мнением или использовать обсуждение для иных целей. Никто не ограничен в формулировании своих собственных предложений и их обоснований, но не следует допускать отклонения от заявленной темы*.
КОММУНИКАТИВНОСТЬ
Коммуникативность Совета Родителей подразумевает создание условий для эффективного взаимодействия. У любого родителя ещё до обсуждения может сложиться мнение о том, какое решение надо принять. Будет ли он настаивать лишь на своем варианте, когда услышал мнения других? Коммуникативность предполагает желание учесть интересы всех лиц при принятии окончательных решений. Совет Родителей должен организовать работу так, чтобы при обсуждении искалось решение, которое удовлетворяет всех.
Возможны ли компромиссы в работе Совета Родителей? Компромисс сопровождается понятием сделки: одна из сторон соглашается на компромисс ради снижения возможных потерь. Иногда компромисс используется для того, чтобы уступить на какое-то время, а потом дожидаться той ситуации, которая позволит добиться своего. Подобный компромисс бывает аморален, а решения Совета Родителей не могут быть аморальными. Коммуникационные связи должны быть нацелены на то, чтобы решением никому не был нанесен вред.
В ходе обсуждения сталкиваются интересы многих людей. Родители могут соглашаться, что предложенный вариант решения полезен для образовательного процесса, но у них есть личные проблемы, которые не позволят им принять его для себя лично. Это разные темы, поэтому их лучше не обсуждать вместе, хотя решение одной проблемы зависит от решения другой. Если образуется много тем для обсуждения, то коммуникационные связи не сформируются. Рассмотрим пример такого события.
Кто-то из родителей предложил вместо привычной «домашки» использовать вместо неё онлайн-работу. Он уверен, что это разумно и даже нашел соответствующие онлайн-игры, получив одобрение со стороны учителя. Ребенок увлекается онлайн-игрой, осваивая учебный материал. Игра заканчивается после выхода на максимальный уровень, и тогда компьютер автоматически высылает результат учителю. Преподавателю не надо проверять домашнее задание, поэтому поддержка с его стороны естественна. К тому же учитель получает, что важно, дополнительную информацию о затраченном времени при выполнении задания.
При всех очевидных преимуществах предложения в ходе его обсуждения ряд родителей начинает возражать. У кого-то дома слабый интернет, кто-то из родителей не имеет средств для обеспечения компьютером всех своих детей, кто-то просто не владеет интернетом. Возникает букет проблем, из-за которых обсуждающие перешли к иным темам. Может даже начаться перебранка, а в такой ситуации решение лучше отложить, спланировав его подготовку. Вот почему при возможности надо предвидеть весь комплекс проблем, их классифицировать, а потом лишь планировать обсуждение в определенной последовательности.
Коммуникационные связи устойчивы при концентрации на цели обсуждения, а при наличии «букета» проблем возникает раздраженное состояние, которое может перейти в перепалку вместо поиска решений. Планирование обсуждения - одна из важнейших задач для создания условий, когда взаимодействие для поиска решения становится естественным для всех участников диалога.
ДИНАМИЧНОСТЬ
Динамичность — это способность своевременно реагировать на динамику изменений. Это не быстрота, а умение понимать условия тогда, когда они наилучшим образом созрели для решений. Это можно сравнить с ездой на автомобиле, когда важно не набрать максимальную скорость, а учесть качество дороги, среагировать на поведение пешеходов и других водителей, предвидеть возможные пробки.
Процесс согласования решения требует времени, а если реализацию решения Совета Родителей можно начать лишь с нового учебного года, то задержка в решении может означать, что процесс начнется на год позже. Сроки подготовки решений необходимо планировать по возможности так, чтобы минимизировать разрыв между его принятием и началом реализации.
Вернемся к примеру по внедрению в учебный процесс геймификации. Это потребует повышения квалификации преподавателей и освоения дополнительных навыков учениками. Но не только это. Как будет школа обеспечена компьютерами и интернетом? Будет ли предусмотрена какая-то помощь со стороны бюджетов разных уровней? Какие онлайн-продукты будут предоставлены бесплатно? Как будет организовано повышение квалификации преподавателей? Возникнут и другие вопросы, которые зависят от решений местных и федеральных органов власти. Совет Родителей должен сформулировать вопросы тем, от кого может зависеть решение проблем, и добиваться получения на них ответов.
В какое время лучше задавать вопросы и просить принять решения?
Обращаться к органам власти лучше в те периоды, когда у них проходит работа по планированию бюджета на следующий год. После формирования бюджета обычно дается стандартный ответ, что денег в бюджете нет. Для получения положительного ответа шансы выше, если просьбы произойдут ко времени подготовки статей расхода на следующий год.
Не менее важно выбирать время обращения к партийным лидерам. Это лучше сделать в период подготовки ими предвыборных кампаний. Подчеркну, что не после утверждения основных направлений предвыборной кампании, не в дни активного периода предвыборной кампании, а в период её подготовки.
САМООБУЧЕНИЕ
Обучиться компетентностям можно только в ходе практической деятельности. В обучении помогают тренинги с использованием проблемно-деловых игр и используются компьютерные игры, которые моделируют реальные ситуации. Обучаться компетентностям придется всю жизнь, ведь жизнь сложнее, чем ситуация при тренинге, к тому же она меняется, а алгоритмы построения игр сохраняются многие годы.
Конечно, трудно найти тех, кто в достаточной степени компетентен для работы в Совете Родителей. Придется учиться самостоятельно тем, кто согласен в нем работать. Ошибки и промахи будут обязательно, но они не должны считаться негативным явлением. Негативное отношение должно формироваться не к ошибкам, а к их повторениям. Повторение происходит, когда ошибка замалчивается и тогда нет качественного анализа для устранения её в дальнейшем. Сокрытие ошибок ещё означает, что процесс самообучения нарушен.
Можно не сомневаться, что с развитием искусственного интеллекта наибольший успех в жизни будет способствовать тем, кто овладел компетентностями. А ими будут обладать выпускники тех школ, где будут сформированы Советы Родителей, нацеленных на самостоятельное овладение компетентностями. Не стоит избегать работы в Совете Родителей из-за страха, что нет опыта. Нельзя обучиться, если не начать действовать. Надо тревожиться по другому поводу: при отсутствии Совета Родителей школа не сможет перейти от образования знаний к образованию компетентностей. Можно ребенка перевести в другую школу, а лучше самому начать организацию Совета Родителей.
Надо помнить, что дети берут примеры с родителей, поэтому самообучение компетентностям со стороны родителей одновременно способствует освоению компетентностей их детьми.
_______________________________
*Для иллюстрации даю ссылку на
https://mel.fm/shkola/7328169-ethics
Обратите внимание, что статья подняла тему конфликта между учениками и учителем. Конкретный конфликт можно разрешить лишь в диалоге с конфликтующими сторонами, поэтому не он должен быть в центре обсуждения. Надо обсуждать как не допустить подобные конфликты в любой школе. Опытные манипуляторы уводят от основной темы. Если удалось, то манипулятор начинает возмущаться: «Я высказала свое мнение, вы же допускаете, что я имею право высказать в комментариях свою точку зрения?». Ответ: «Может, но только по теме обсуждения».
Обсуждение
Юрий Никольский 13 февраля 2021 16:07
Продолжение темы на https://nashedelo.ru/a/nachnite-s-sozdaniya-soveta-klassa-k-diskursu-k-teme-upravlyayushchikh-sovetov-v-shkolakh в статье "Начните с создания Совета класса"