Предложения по расширению форм общественного обсуждения для поиска путей решения проблем, выявленных на всероссийских планерках-вебинарах.
В рамках работы общественного движения родителей и учителей «Школа — наше дело» было проведено 10 всероссийских планерок-вебинаров, на которых назывались проблемы образования и звучали предложения для их преодоления. Ряд проблемных вопросов был передан министру Минпросвещения, но ответы на них не были получены. Лидер Движения Артем Соловейчик на часть своих обращений получил ответы, что «подтверждений и оснований нет, выдумка автора».
В связи с этим возникают ассоциации с сюжетом, изображенным Владимиром Серовым в его картине «Ходоки у Ленина». Директоров школ и преподавателей поставили в положение просителей. А вынуждены просить не для себя лично, а об отмене или хотя бы об изменении распоряжения министерства или ведомства. Просят тогда, когда те мешают учебному процессу.
Часто распоряжения, касающиеся работы школы, можно выполнить только при согласии учеников и их родителей. Именно согласия, так как они по законодательству не входят в вертикаль власти. Напомню статью 44 из Закона об образовании. В ней сказано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». В следующем пункте этой же статьи написано, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей».
Подписавший документ даже не задумывается над тем, как документ будет доведен до тех, кто должен выполнять изложенные в нем требования. Должны исполнять дети и их родители, но документ касается директоров школ и учителей. На них вешается ответственность за исполнение теми, кто им не обязан подчиняться. При этом никто не задумывается, что учитель отвечает за учебный процесс, а не за процессы, за которые отвечают работники других министерств и ведомств.
Решения руководителей должны быть понятны тем, кто будет задействован для их исполнения. Иначе их эффективность снижается, а подчас предписания документа просто игнорируются. Необходимая работа должна проводиться ещё на стадии подготовки решения. Для этого надо организовывать общественные обсуждения. Но, ещё раз повторю, ведомства работу по разъяснению своих постановлений переложили на учителей, причем, не в период подготовки распоряжения, а по факту после его подписания руководителем ведомства. Трудно вспомнить хоть одно общественное обсуждение, которое было бы инициировано со стороны аппаратов министерств в ходе его подготовки.
Только общественность, озабоченная будущим своих детей, может инициировать работу по ликвидации проблем, которых достаточно накопилось в системе образования. Интернет позволяет сделать обсуждение открытым, полезным, эффективным. Обсуждение с привлечением к нему внимания самой широкой общественности является единственным инструментом, способным воздействовать на аппарат министерства, отождествляющим себя с государством.
Кто же должен инициировать начало общественного обсуждения? Конечно тот, кто выступил с инициативой по внесению изменений или новых положений в работу школ. Но одному создать условия для привлечения широкой общественности нереально. Можно обратиться к движению «Школа — наше дело». Тогда от его имени возможно провести работу по обсуждению представленных предложений.
Процесс для организации обсуждения должен начинаться с сформирования инициативной группы. Она определит порядок ведения обсуждения, будет рассылать письма от имени движения «Школа — наше дело», публиковать ответы, организовывать вебинары и осуществлять иную деятельность для подготовки обоснований в различные государственные инстанции. Инициативная группа может посылать письма партиям, профсоюзам, объединениям родителей и иным общественным организациям с просьбой высказать мнение по затронутой теме. Их ответы лягут в обоснование при обращении в государственную структуру. Обоснования, которые отражают мнение широкой общественности, нельзя будет проигнорировать, а соответствующая инстанция должна будет дать аргументированный ответ. Формальная отписка вызовет негативную реакции в общественном сознании, так как вся процедура будет носить публичный характер. Ответ на просьбу инициативной группы будет опубликован на сайте движения «Школа — наше дело», как итог завершения общественного обсуждения.
С предложением по созданию инициативной группы может обратиться любой участник движения «Школа — наше дело» к Лидеру движения. Конечно, если будет согласие на создание инициативных групп. Инициатор создания инициативной группы должен аргументировать актуальность выбранной им темы. В статье «Выбор вместо соревнования» (https://nashedelo.ru/a/vybor-vmesto-sorevnovaniya) привожу ряд тем, в обсуждении которых я готов принять участие.
Обсуждение