Личность человека формируется в процессе реальной деятельности. Учеба, являясь одной из форм деятельности, сформирует ту или иную личность в зависимости от использования педагогики принуждения или педагогики выбора.
Программа обучения, от которой запрещено отступать, реализует педагогику принуждения. Это обычная практика для российских государственных школ.
Педагогика выбора предполагает участие ребенка в процессе принятия решений, включая выбор дальнейшего образования. О ней на https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/28435-pedagogika-vybora
Система государственного образования такова, что основная масса взрослого населения знакома лишь с педагогикой принуждения, а поэтому даже при выборе домашнего и дополнительного образования родители обращаются обычно к ней, так как считают её единственно возможной. Такой феномен способствует сохранению привычной для всех педагогики принуждения, хотя в мире она перестает быть преобладающей.
Один из вариантов педагогики выбора описан в статье “Не противопоставлять, а соединять разные педагогики”.
Принуждение в образовании
формирует отчуждение
Школьное образование функционирует по стандартам, отход от которых запрещен и даже карается, а тем самым эта педагогика воспитывает человека, который не склонен рассматривать альтернативные варианты. Официально объявляется необходимость плюрализма, а на деле он в ходе учебы игнорируется. Получивший среднее образование редко сомневается в истинности собственных суждений, а поэтому ему не интересны информационные источники, противоречащие его убеждениям. Это сформировало ситуацию, когда большинство людей обращается к одним и тем же средствам массовой информации, которые позволяют укрепиться в верности собственной позиции.
Фактически люди разделились на более-менее устойчивые группы, которые между собой почти не коммуницируют. Работники средств массовой информации реализуют информационную политику под свою постоянную группу пользователей, стремясь не раздражать её альтернативными позициями. В такой ситуации не могут возникнуть условия для сравнения альтернативных мнений даже при наличии большого числа любителей оставлять свои комментарии.
Не только СМИ придерживаются информационной деятельности с ограничением точек зрения, но также общественные и политические организации. Для иллюстрации привожу ключевые слова одной из партийных программ: «мы превратим», «изменим», «вернем», «откажемся», «сместим акцент», «интегрируем», «мы намерены вернуть», «ввести», «упразднить». Партия всё решит сама без обсуждения в публичном пространстве, без привлечения к диспуту даже своих сторонников.
Тем самым в публичном пространстве практически отсутствует сравнительный анализ альтернативных мнений, а комментарии сводятся к поддержке или к осуждению высказываний наиболее популярных деятелей. Это ведет к отчуждению между людьми с разными мнениями и даже к росту немотивированной вражды, включая буллинг.
Демократии не будет
при нынешнем поколении
Демократия подразумевает вовлечение жителей в процесс принятия решений через сравнительный анализ предлагаемых альтернатив. Можно сколько угодно искать ошибки лидеров при их попытках перехода к демократии, но не существует каких-либо форм демократии, где жители отказываются участвовать в подготовке решений, а тем более настроены враждебно к альтернативной позиции.
В моём доме в 90-ые годы несколько активных жителей составили устав Домкома, создали информационный сайт для жителей дома, провели все необходимые организационные мероприятия для получения официального статуса Домкома. Это позволило начать обсуждение в муниципалитете и в префектуре о выделении средств для ремонтных работ. Варианты для готовящихся решений выставлялись на сайте с просьбой высказать мнения, но жильцы дома не приняли в этом участие. Пришлось той же активной группе подготовить решение и обойти с ним жителей дома. Жильцы дома подписывали протокол общего собрания без его чтения. Решение было авторитарным, но с соблюдением внешних норм демократии. Власть создала мотивации, чтобы выделять средства только демократическим сообществам, а на деле сформировалась имитация демократических процедур при сохранении авторитаризма в ходе принятия решений.
Ничего удивительного не было в том, что жители дома не приняли участие в обсуждении решений Домкома, так как личности этих людей сформировала педагогика принуждения и труд наёмного работника, где востребована только исполнительность. Случай с Домкомом убедил меня в том, что демократия не даруется сверху, а формируется лишь при желании людей принимать самостоятельные решения. А ещё я увидел, что не сложно манипулировать пассивными людьми, а наличие демократического централизма позволяет принимать законы для реализации принципов принуждения не только в учебном процессе, а для любой деятельности, ведь почти всё наше население не знакомо с разнообразием форм принятия решений.
Шанс есть
для следующего поколения
Повышение эффективности экономики происходит за счет децентрализации управления. Децентрализация - это рост числа центров, принимающих самостоятельные решения. Центры принятия решений не изолированы, а тесно связаны между собой, поэтому им необходимы кадры, способные к сотрудничеству. Сотрудничество — это результат обсуждения всевозможных альтернативных решений, а не зависимость одного центра от другого, что будет являться лишь имитацией децентрализации, оставаясь по сути централизованной системой, где в основе лежит не инициатива, а покорность.
При ситуации, когда люди покорны и не имеют опыта участия в принятии решений, трудно найти пути перехода страны от централизованных систем управления к децентрализованным. Для этого нужна другая личность, а процесс её формирования необходимо начинать с детского возраста.
Государственная школа останется прежней, её не переделаешь. Но есть виртуальное пространство, которое свободно от диктата принуждения. В нём происходит рост коммерческой педагогики, среди которой всё более значимое место занимает педагогика выбора. Родители, которые хотят своим детям иной судьбы, не следует доверяться поводырям государственной школы, не быть подобием слепцов, а находить возможности для включения педагогики выбора в воспитание любимого ребенка.
Не редко можно слышать, что переход к демократии и к рынку не бывает без стрессов. Это не всегда верно. Бизнес во всем мире переходит от централизованных систем управления к децентрализованным по мере готовности кадров. Скорость формирования кадров для новых форм управления готовит педагогика выбора, поэтому во всём мире происходит последовательная замена педагогики принуждения на педагогику выбора. В нашей стране общественные организации могут способствовать распространению педагогики выбора в виртуальном пространстве, а партиям хорошо бы заявить о своём отношении к развитию педагогики выбора в своих предвыборных обещаниях.
Если педагогика выбора получит широкое распространение в виртуальной среде образования, то её достижения начнут влиять на переход государственной школы от педагогики принуждения к педагогике выбора. Если же этого не произойдет, то в области образования отстанем от других стран на целое поколение, а тогда переход от педагогики принуждения к педагогике выбора придется проводить резко, стрессов не избежать. Подчеркну, что не надо принуждать к переходу на педагогику выбора, а сделать этот путь свободным для любых родителей и в любом объеме для детей.
Обсуждение
wwww wwww 22 августа 2024 05:09
https://www.dropbox.com/scl/fi/6jhc3s0hfjqqnbm886rse/vvvv.jpg?rlkey=vhiujazr0axtehlq1mjpbkzu8&st=s2pu0kr1&dl=0