Вспомним знаменитую фразу Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Это про решения, которые формируют сизифов труд. Почему так? Рассмотрим эту проблему подробнее.
Сизиф на работе
Сизиф, попав в наше время, легко приспособился бы к административно-командной системе отношений. Начальник дал задание, а он его исполняет. Выполнил и получил новое. Это как бы вкатил камень в гору, а потом получил другой камень и опять потащил его вверх на вершину горы. Сизиф не станет нервничать, если камень скатится. За результат переживает тот, кто принимает решение и формулирует задание, а не Сизиф, который лишь выполняет волю другого (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/27091-a-vy-udarnik-ili-talant-pochemu-sotssorevnovaniya-proigryvayut).
Работник, попав в систему строгой административной иерархии, считает отношения начальника и подчиненного естественной нормой, так как привычка к подчинению сформировалась с детства. Ведь обучение и работа основаны на одних и тех же принципах: один дает задание, а другой должен его выполнить. Быть подчиненным в каком-то смысле комфортно, так как не несешь ответственности за результат, если порученная работа выполнена без нарушения инструкций (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/48326-ispolnitelnost-vs-otvetstvennost-shkola-ne-gotovit-detey-k-vzrosloy-zhizni).
Сизиф в образовании
Для повышения качества выполняемых заданий в административной системе прибегают к поощрениям и наказаниям. В системе образования одной из форм стимулирования ученика является оценка выполненных заданий. Задания могут выполняться в классе, задаваться на дом, принимать форму контрольных работ, на основе которых выставляются итоговые оценки за год. Нормально, привычно, а многие даже не представляют учебу без оценок.
Весь год ученик усердствует, стремясь получать оценки повыше, а в последующий учебный год он заводит новый дневник с чистыми страницами. Индивидуальные успехи за прошедшие годы не учтены, никак не влияют на содержание программы обучения. Результаты предыдущей учебы как бы обнулились. Здесь опять возникает ассоциация с мифом о Сизифе, который тащил камень вверх, а тот свалился, обнулив все старания.
Сизиф не будет пытаться изменить заведенный порядок для лучшего использования индивидуальных достижений. Для него важны не знания, а оценки, награды, дипломы и результат соревнования за приз в форме бюджетного места в одном из вузов (https://nashedelo.ru/a/yeg-e-razrushayet-tseli-obrazovaniya).
Сизиф меняет хозяина
Ежегодные обнуления формируют привычку не соотносить получаемые знания с реальной жизнью. Взять хотя бы знания о низкой эффективности рабского труда. У раба и наемного работника есть одно общее, которое заключается в том, что наемный работник как и раб не принимает самостоятельных решений, а выполняет задания своего начальника, господина, хозяина.
Наемный работник отличен от раба не по форме трудовой деятельности, а благодаря наличию права выбирать себе хозяина. Такая возможность не делает труд наемного работника эффективнее труда раба, а отношение к труду будет соответствовать классической фразе: подписано, так с плеч долой.
Ответственность за результат возникает у того, кто принимал решение или хотя бы участвовал в его подготовке, а при найме на работу не обсуждают порядок принятия решений, интересуясь лишь зарплатой. Но отсутствие возможностей влиять на решения работодателя не мешает сизифам ощущать себя личностью, наделенной правами человека.
Сизиф в общественной деятельности
Сизиф не прочь записаться в профсоюз, если будет уверен в пользе для себя лично, но всё равно его приходится уговаривать к вступлению в него даже для защиты его же собственных прав. Это из-за того, что он привык подчиняться беспрекословно, без обсуждений, опасаясь любой отрицательной реакции начальника. Но стоит начальнику одобрить создание профсоюза, как Сизиф войдет в него, хотя не стоит рассчитывать на его активную позицию, так как он опасается высказать мнение, которое не согласуется с мнением начальника (https://nashedelo.ru/a/komu-to-nujny-profsoyuzy_6fbt3swmgp).
Подобная позиция сизифов касается любой общественной организации, а не только профсоюзной деятельности. Сизиф не будет инициировать создание Совета класса (https://nashedelo.ru/a/nachnite-s-sozdaniya-soveta-klassa-k-diskursu-k-teme-upravlyayushchikh-sovetov-v-shkolakh), а если таковой будет создан, то не будет стремиться к активному участию в обсуждении для принятия согласованных решений.
Вроде бы учителя в школе не являются начальниками, но внутренняя интуиция подсказывает Сизифу, что высказывание мнения в ходе обсуждения предполагает ответственность хотя бы за свои слова. А ещё для него везде присутствует начальник, считающий себя защитником интересов государства. Сизиф боится любого начальника даже тогда, когда тот невидим и неведом ему.
Сизифы в политике
Сизиф любит заявлять, что политика его не интересует, но в выборах предпочитает участвовать. Для него демократией является возможность выбрать для себя начальника, действующего от имени государства. Обычно на выборах он голосует за прежнюю власть, так как уверен, что новая метла по-новому метет, а он опасается перемен. Это закономерно, так как у Сизифа не было опыта анализа на последствия принимаемых решений.
Сизиф выбирает между партиями, ему могут импонировать те, которые называют себя демократическими, но демократические партии не возникают на пустом месте. Из школьного курса истории известно, что в странах с успешной экономикой сначала сформировались общественные объединения по интересам. В них обсуждали проблемы и согласовывали совместные действия ответственные граждане, к которым сизифы не относятся. Общественные организации работают в рамках существующего законодательства, а если для решения проблемы требуется изменить законы, то этим уже занимаются политики (https://mityanikol.wixsite.com/sophisic-era/structure).
После объявления о переходе страны к рынку и к демократии стали возникать политические партии. Они создавались людьми, которые никогда не жили при демократии, а поэтому в партийных документах сохранялся привычный для страны принцип демократического централизма (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/38071-obsuzhdayem-popravki-v-zakon-ob-obrazovanii), а процедуры поиска согласованных решений отсутствовали.
Напомню, что в условиях административно-командной экономики были только наемные работники, поэтому большинство в стране состояло из сизифов, а они потом оказались в партийных рядах. При демократическом централизме внутри партий решение принималось большинством, которое состояло из сизифов, а они не склонны возражать партийным начальникам и формировать разнообразие мнений. Партии теряли свою популярность, что фактически означало обнуление результатов партийной деятельности.
Сизифы обнуляют историю
Обнуление в политике происходило на протяжение всей истории России. На это указывают историки, называя маятником процессы общественного развития, когда на каком-то этапе исторического развития осуществлялись попытки перехода к демократическим формам правления, а потом с постоянной регулярностью страна снова оказывалась в тисках тоталитаризма.
Ахиезер в своём труде "Россия: критика исторического опыта" (http://4plus5.ru/ist/ahies.html) считает это закономерным результатом из-за сохранения культурных традиций. Культура традиций формируется передачей опыта от предыдущих поколений и через повседневную деятельность. В стране предпринимательством занималась малая часть населения, а в целом преобладал сизифов труд сначала в форме рабского труда крепостных, а потом при наемном труде на государственных предприятиях в годы социализма.
Нельзя сказать, что Россия при этом не использовала опыт передовых стран, поэтому одни Россию называли догоняющей цивилизацией (Егор Гайдар «Долгое время. Россия в мире»), а другие возражали, считая, что Россия всегда будет отставать, так как способна лишь копировать из-за отсутствия навыков принятия согласованных решений (Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира»).
Мнения звучат разные, не будем в них углубляться, а озаботимся будущим подрастающего поколения. Если родитель не стремится принимать самостоятельные решения по работе, то это ещё не означает, что он не озабочен формированием в своих детях навыков для самостоятельной жизни.
Сизиф не вечен
Возможно ли воспитать ребенка, который будет принимать самостоятельные решения, чтобы избежать сизифова труда?
Возможно, если отойти от государственной школы, где программы обучения составляют чиновники-сизифы без желания вводить в образование методики для освоения навыков подготовки и принятия самостоятельных решений. Такие методики уже созданы предпринимателями (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/7612-biznesmeny-formiruyut-novuyu-pedagogiku), а они исходят из того, что «жизнь успешнее, если решения учитывают потребности и мнения других людей» (https://nashedelo.ru/a/sotsializatsiya-cherez-osnovy-predprinimatelstva).
Ответственные родители создают Советы классов, дополняют классные уроки домашним образованием, привлекают возможности онлайн-курсов, компилируют разнообразные формы обучения, а поэтому станут голосовать на выборах за ту партию, которая стремится создать для этого режим наибольшего благоприятствования.
Обсуждение
Юрий Никольский 18 мая 2022 09:33
Сизиф деградировал из-за решения богов. Кто ощущает себя богом или хотя бы крепостником в наши дни? Об этом крик души Артема Соловейчика на всероссийской планерке «КРЕПОСТНЫЕ ЛЮДИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»:
https://nashedelo.ru/e/vserossiiskaya-planerka-roditelei-i-uchitelei-no44-krepostnyye-lyudi-sistemy-obrazovaniya
Юрий Никольский 16 мая 2022 09:14
Добавлено по этой теме для родителей и организаторов дополнительного образования
https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/90247-kem-byt