Это отрывок из серии статей, где рассказано о принципах подхода к педагогике с учетом последних открытий нейрофизиологов о работе мозга человека.
Обучать самостоятельности, умению принимать ответственные решения надо на реальных житейских ситуациях, а таковые постоянно возникают при учебе. Но есть ли у школьника возможность для принятия самостоятельных решений? Ведь в школе реализуется только педагогика принуждения с едиными учебными программами, методиками, учебниками и принципами контроля? А раз нет выбора, то нет места для собственных решений. Многие даже уверены, что выбор нельзя создать, когда учитель работает с целым классом. К этому утверждению добавляют довод, что необходимо в ходе учебы обеспечить возможность перехода из одной школы в другую, а для этого нужны единые стандарты при организации учебы. Получается, что педагогика выбора для школьной жизни является утопией. Но это не так. Мировой опыт содержит разнообразные методики выбора, апробированные с успехом в реальных общеобразовательных школах. Приведу один из них в качестве примера.
Идея обучения построена на том, что по каждому предмету формируются две группы. Одна группа с минимальным уровнем знаний, а другая с углубленным изучением этого же предмета. Школьник сам выбирает те предметы, который он хочет изучать углубленно. В группе углубленных знаний родители и учащиеся совместно с учителями выбирают/согласовывают ту программу и методику, по которым будут вестись занятия.
Школьник сам решает, какие предметы он будет изучать углубленно, а остальные будут соответствовать обязательному минимуму по стандартам. Стандарты отражают необходимый минимум знаний, поэтому здесь преимущество отдается педагогике принуждения, а принуждения не требуют согласования с учащимися.
Индивидуальные предпочтения и возможности школьника фактически реализуются через самостоятельный подбор соотношения педагогики принуждения и педагогики выбора, через выбор предметов с углубленным уровнем знаний.
При такой системе нет классов с постоянным составом учащихся. На одном предмете школьник сидит в коллективе сильных учеников по какому-то предмету, а на урок другого предмета может пойти в группу с минимумом обучения, где другой состав учеников. На каждый предмет формируется своя группа, поэтому состав учащихся на всех уроках различен. В результате каждый ребенок окажется с каждым другим из своей параллели на тех или иных занятиях. Вот почему в этой школе круг знакомых шире, а друзьями чаще становятся школьники с общими интересами, что обычно происходит в группах с углубленным изучением любимого предмета.
Выбор предметов обучает практическому прогнозированию. Прогнозируются возможности с точки зрения собственной нагрузки, а ещё через сравнение вариантов по перспективам для заработка в будущем.
Углубленные разделы требуют согласования родителей и школьников с преподавателями. Согласованию подлежат учебные методики и формы организации обучения, при которых возможны онлайн-занятия и игровые технологии. При обсуждении с другими дети обучаются принятию решений с учетом интересов целой группы с учетом возможностей преподавателей. Так они получают навык сотрудничества через естественный процесс социализации. Педагогика выбора воспитывает бесконфликтность, самостоятельность, коммуникативность, динамичность и самообучение. Это основное преимущество перед педегогикой принуждения..
Обсуждение