Обсуждение законопроекта к планерке 28 мая 2020 г.

23 мая 2020 // Марианна Бузоева

Дорогие родители, дорогие учителя, дорогие коллеги! Предлагаем Вашему вниманию текст законопроекта, который будем обсуждать в четверг, 28 мая, на планерке № 2.

Федеральный закон «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ» 

Председателю Государственной Думы 
Федерального Собрания 
Российской Федерации
В.В.ВОЛОДИНУ

Уважаемый Вячеслав Викторович!

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации вносим проект федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приложение: на 8 л. и копия на магнитном носителе.

Члены Совета Федерации
И.M.-C. Умаханов
Л.С. Гумерова
Д.Ю. Василенко 
Г.Б. Карасин

Вносится
членами Совета Федерации
И.M.-C. Умахановым, Л.С. Гумеровой, Д.Ю. Василенко, Г.Б. Карасиным

Проект 957354-7

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Внести в часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 30, ст. 4134) изменение, изложив в следующей редакции:

«2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.».

Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее –проект федерального закона) разработан в целях уточнения полномочий Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

В настоящее время реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16, ч. 2 ст. 13, ч. 15 ст. 91).

Анализ существующих норм и их применения в сложившихся условиях показал, что в действующем законодательстве имеется ряд пробелов.

Так, требуется законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Минпросвещения России и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: по вопросам общего образования и среднего профессионального образования –Минпросвещения России; по вопросам высшего образования –Минобрнауки России.

В связи с этим проектом федерального закона предусмотрено внесение изменения в статью 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части установления полномочия Министерства просвещения Российской Федерации по утверждению Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения, и полномочия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по утверждению Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ.

Принятие законопроекта потребует корректировки подзаконных нормативных правовых актов в части регламентации роли и обязанностей педагогических работников, определения перечня преподаваемых в таком формате предметов, выполнения домашних заданий, продолжительности урока, проведения итоговой аттестации и др.

Реализация законопроекта не повлечет негативных социально- экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Реализация Федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образование в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – федеральный закон) потребует внесения изменения в Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года № 884, в Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 года №682.

Также принятие федерального закона потребует признания утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», а также принятия приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ» и приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения».

Примерный срок подготовки нормативных правовых актов – 12-месячный срок после принятия федерального закона.

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Кудакова Елена 29 мая 2020 01:26

Это только организационные положения в законе. А какова цель образования? Всё должно сводиться к решению этой задачи! Важно, чтобы решение организационных аспектов не нанесло ущерб главному- КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ.

Кудакова Елена 29 мая 2020 01:08

1. В законе должно быть четко отражено, в каких случаях применяется дистанционное обучение, оно допустимо НЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ, а ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ И НА ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ чрезвычайных ситуаций, создающих реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и учителей, и ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ законных представителей ребёнка или самого учащегося (когда он достиг необходимого возраста). Или если законные представители или обучающийся выражают пожелания к такой форме обучения для СВОЕГО ребенка.
2. Если планируется разделить полномочия между двумя министерствами, законом должна быть поставлена задача согласования работы двух министерств в общей единой концепции- ведь получение высшего образования строится на базе общего и среднего профессионального. Не как лебедь, рак и щука. Чтобы не было пропасти между ними.

Никита Мирошниченко 28 мая 2020 03:40

"Критикуя, предлагай". - Предлагаю. Вместо того, чтобы солидарно топтаться в чиновном болоте, лучше бы занялись в контексте объявленной повестки:
1) Созданием банка данных хороших учителей, которые еще чему-то учат. Таких днем с огнем не сыщешь. Так что придется попотеть всем скопом.
2) Созданием банком данных наличных цифровых (электронных) технологий обучения на расстоянии. Их есть в интернете. Но придется отсеять много мусора.
И только потом можно будет подумать над формулировкой заданий Авторам наиболее перспективных из них...

Никита Мирошниченко 28 мая 2020 03:31

... и прав А.Погорелый: здесь нам нечего обсуждать. Казенная шарашка клонирует собственные структуры. Теперь канкан на могиле отечественной системы просвещения будут отплясывать ДВА клоуна. Потому что один уже устал. А почтеннейшая публика, уставши, ждет реформ. Так вот их вам, неблагодарные.

Никита Мирошниченко 28 мая 2020 03:10

Господа-товарищи, это что же вы такое творите? Вы с кем договариваетесь? С кем и что обсуждаете? - С людьми, которые уже угробили отечественную школу и бывшее в ней живое непосредственное обучение, вы намерены обсуждать "применение электронного обучения" и "дистанционных образовательных технологий"? Вы в самом деле поверили, что "специалисты", уже "научившие" Ваших детей привычными методами и способами сумеют повторить свой подвиг дистанционно? Теми же руками? Теми же мозгами? И кто же вы тогда?

Дистантное электронное обучение в самом деле штука перспективная. Способная, в условиях острейшего дефицита настоящих учителей, соединить их, немногих, с вашими детишками, преодолев расстояния и время. Но сделать такое способны лишь те, кто умеет учить "живьем" и, вместе с тем, владеет технологиями использования современной техники. Где вы таких нашли среди министерской шантрапы?

Не связывайтесь с токсичной системой. Выстраивайте свою. Не пачкайтесь.

Елена Соловьева 27 мая 2020 23:41

Если быть до конца последовательными, дистанционное обучение предполагает, что у учащихся порядке должна быть техника, позволяющая ему качественно получать знания. Качество знаний при дистанционном обучении не должно быть ниже чем на уроке в школе. Ни смартфон, ни айфон не позволят полноценно организовать проведение занятий, нужен нормального размера монитор с хорошим разрешением. Ни где не указывается за чей счет дети будут обеспечиваться для занятий техникой которая позволит им качественно, без ущерба здоровью получать знания в дистанционном формате. Как я поняла дополнительное финансирование не предусмотрено, а финансовое положение у всех семей разное. Т.е. по чисто техническим причинам дети окажутся в неравных условиях. По факту при нынешнем переходе на дистанционное обучение многие родители оказались технически не подготовленными к переходу на такую форму получения образования их детьми. Дистанционное обучение было введено без учета материальных возможностей родителей.

Елена Соловьева 27 мая 2020 23:38

Мы сейчас можем столкнуться с ситуацией, когда дистанционное обучение будет провозглашено как одна из форм получения общего среднего образования. Дистанционное обучение может дополнять основные формы получения общего среднего образования. Но оно не может стать альтернативой этому образованию. Все это должно быть оговорено в законе, в противном случае мы можем столкнуться с творчеством чиновников на местах. Так же следует остановить тенденцию сползания дополнительного образования в сторону получения знаний на дистанционной основе. Последствия этого могут оказаться самыми негативными.

Елена Соловьева 27 мая 2020 23:37

Не знаю, но меня не покидает ощущение того, что все, что сейчас пытаются сделать, направлено на то, чтобы на законодательном уровне закрепить получение среднего общего образования в дистанционном формате, создав предпосылки альтернативы получению основного среднего образования в очной форме.
Получение образования в дистанционном формате не всегда оправдано. Введение получения образования в дистанционном формате повсеместно, не как вынужденной меры, а как альтернативы очной форме обучения, приведет к резкому снижению уровня знаний. Что касается дополнительного образования, количество обучающихся формально может возрасти, но резко упадет качество образования, а некоторые направления в допобразовании исчезнут.
Дистанционное обучение имеет право на существование, но оно должно применяться в особых случаях, а вот какие это случаи? Об этом ни где ни говорится.

Наталья Галеева 27 мая 2020 10:09

Коммент 2. Читаем ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ. Вот оно:
"Принятие законопроекта потребует корректировки подзаконных нормативных правовых актов в части регламентации роли и обязанностей педагогических работников, определения перечня преподаваемых в таком формате предметов, выполнения домашних заданий, продолжительности урока, проведения итоговой аттестации и др."
Вот, коллеги. Теперь понятно. Мы - реализаторы - должны договариваться о конкретизации со своими министрами. И здесь наша встреча прекрасный повод высказать С.С. не столько свои опасения, сколько КОНСТРУКТИВНЫЕ предложения! Именно этого я буду ждать от участников встречи завтра.
И давайте помнить формулировку в Проекте закона - «2. «2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность вправе применять электронное обучение..." ВПРАВЕ! То-есть, если я буду эффективно преподавать БЕЗ ЭОР - меня аттестуют?.. такой ключевой вопрос )))

Наталья Галеева 27 мая 2020 09:51

Коммент. 1. Простите, уважаемые коллеги, вот только что "побуквенно" разобрала текст Проекта и Пояснительной записки. Так я делаю уже больше 10 лет со всеми документами (ФГОС, ПС педагога), которые мы на семинарах в школах, на курсах ПК и ПП прорабатываем с реализаторами этих законов - учителями, командами школьных управленцев и т.д. И установка у нас для работы всегда конструктивна - а что в тексте этого закона касается ЛИЧНО МЕНЯ И ТЕХ СУБЪЕКТОВ, ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ Я ОТВЕЧАЮ?...
Так вот. Читаем сам Проект закона: "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения..." Так это Закон о распределении полномочий. Т.е., эти три абзаца, подписанные Президентом, определяют пространство реализации управленческих функций для двух министерств - кто за что отвечает. И все. В тексте Проекта Закона НИЧЕГО больше нет.
Далее - в коммент. 2.

Elen Zarech 26 мая 2020 06:15

А кто кстати будет платить учителю за его потраченные деньги на электричество и переработку? Деньги за скачивание платных программ? Обучение учителей работать дистанционно? Все за свой счет?

Elen Zarech 26 мая 2020 06:12

Предполагается ли повышение оплаты дистанционного часа работы психологу по образовательным программам? Во первых это большая нагрузка на глаза и голос, во вторых это увеличение обучения по времени, потому что некоторые моменты повторяешь несколько раз ученику. И в третьих это полностью перестроить свой урок. То есть составление двух, а то и 10 типов урока.
И самое главное- Предполагается ли повышение оплаты труда психолога на удаленке? (дистанционное тестирование и консультации это знаете ли не так то просто). В связи с этим я думаю потратить деньги все-таки надо.....

Татьяна Боровкова 25 мая 2020 17:57

Хотелось бы точно знать, что подразумевается под фразой: "Реализация законопроекта не повлечёт негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов..."

Т.е. получить ответы на вопросы:
- этот законопроект, действительно, только формальность или же разработчики предполагают, что введение "электронки" даже иногда и ненадолго не требует дополнительных затрат?
- разработчики исходят из того, что ВСЕ согласны с обязательным присутствием "электронки" в процессе обучения?

Ирина Буркина 25 мая 2020 10:38

Здравствуйте. Самое важное за это время кто-нибудь поинтересовался все ли школьники смогли учиться дистанционно? Возможность обучать ребёнка дистанционно родители могут выбрать (именно школьной программы) по своему согласию, возможностям и тем более затратам.
Для учителя, который знает, что такое дистанционное образование, не составит сложности преподавать в этом направление. Но большая часть учителей только сейчас соприкоснулись с данным видом деятельности и возникли определённые сложности.
Скорректировать законопроект действительно нужно, особенно в плане регламентации роли и обязанностей педагогических работников, определения перечня преподаваемых в таком формате предметов, выполнения домашних заданий, продолжительности урока, проведения итоговой аттестации и др. Что касаемо разделения, а скорее всего уточнения полномочий Министерств, самое главное, чтобы они взаимодействовали сообща, не в разрез с общей системой образования.

Людмила Осипова 25 мая 2020 06:31

Меня заинтересовало финансово-экономическое обоснование. Почему не предусматривается дополнительное финансирование из бюджетов различных уровней? В свете последних событий - перехода на "Дистант":
1) учителя из дома со своих технических средств, сидя за компьютером и другими устройствами по 10-16 часов, увеличили семейные расходы на электроэнергию, амортизацию оборудования, на лечение побочных заболеваний,
2) у 50 % учащихся из всех средств связи был только смартфон или айфон ( с них элементарно не открывались ряд важных приложений бесплатно), т.к. родители тоже были на "удаленке" и пользовались имеющимися дома ноутбуками, компьютерами)
3) заявленные бесплатными учебные платформы на период "самоизоляции" реально были платными (ЯКласс), оказывая ограниченно бесплатные услуги (на срок месячной апробации) и т.д.
Когда министру Просвещения Нижегородской области задали вопрос о компенсациях данных финансовых затрат учителям, он ответил, что "это не предусмотрено". (Законом?)

Ольга Куракина 24 мая 2020 23:47

Чтобы что-то обсуждать, надо понимать предмет обсуждения, т.е. все это надо перевести на русский. Скажите по-русски: что не так с законом и что надо срочно изменить.
Спасибо.

Марианна Бузоева 24 мая 2020 17:33

Дорогие коллеги! На планерке попробуем обсудить законопроект. Это вовсе не "вселенский вой", а просто рабочий момент. Разве плохо, если педагоги будут в курсе законодательных инициатив и смогут с пониманием к ним относиться?

Алексей Погорелый 24 мая 2020 13:27

чего все вцепились в этот законопроект, как с цепи сорвавшись? в нем просто убирается юридическая коллизия: в старой версии в этом втором пункте был указан в качестве органа госуправления, реализующего госполитику Минорнауки (один орган), а теперь эти же функции, слово в слово распределяются по подотчетности на два министерства - Минпросвет и Минобрнауки.
И ВСЕ.
В чем проблема? О чем вселенский вой?????
Документы читать не умеем? Ищем черную кошку в черной комнате? Или просто хайп пытаемся на людских страхах подловить?
Друзья, не становитесь посменшишем на первом же шаге своей деятельности - вас моментально утрут в песок и обсмеют, если вы начнете заявлять, что этот ТЕХНИЧЕСКИЙ законопроект имеет хоть какую-то нагрузку иную, кроме того, что написано черным по белому.

Юрий Никольский 24 мая 2020 10:35

Для обсуждения мне надо понять причины, которые препятствуют переходу на электронное обучение, а потом обоснование, как их устранение даст заметные подвижки в электронном обучении. Этого в тексте я не увидел. У меня осталось впечатление, что изменения касаются только двух министерств. Структура Правительства изменилась, поэтому это надо отразить в законодательстве. Могу лишь предположить, что сложилась ситуация, когда решения одного министерства могут противоречить решениям другого, или возникли противоречия между министрами в понимании функций их министерств. Как я понял из текста, в остальном никаких изменений (ни финансовых, ни иных). А поэтому я не понял, что надо обсуждать тем, кто не участвует в работе министерств.

Другие публикации автора

Поделиться: