Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 9
16 июля 2020 г. в 16:00 (по московскому времени) состоялась девятая еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей. Тема планерки: «Сколько стоит бесплатное образование».
Устройство бюджетов на образование на школьном, региональном и общегосударственном уровне обсуждали:
Евгений Абрамович Бунимович, депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по образованию, Заслуженный учитель РФ;
Наталья Васильевна Зубаревич, доктор географических наук, профессор МГУ им. Ломоносова, специалист в области социально-экономического развития регионов;
Ефим Лазаревич Рачевский, директор московской школы 548, Центр образования «Царицыно», Народный учитель России.
Модерировал встречу Артем Симонович Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября».
Повестка планерки:
- Образование. Бюджет школы. Бюджет региона. Бюджет страны.
- Сколько стоит бесплатное образование стране, региону, муниципалитету?
- Насколько бесплатно бесплатное образование для семьи?
- Как освободить учителя от гнета сверхнагрузки?
- Образование – локомотив развития страны. Вопрос экономический или политический?
- Жизнь школы в условиях кризиса.
Посмотреть запись планерки можно
- на сайте Движения «Школа – наше дело»
- на сайте ИД «Первое сентября»
- на YouTube-канале
- на странице в Фейсбуке
Трансляцию планерки посмотрели уже свыше 30 000 зрителей.
Действительно ли нам обещали бесплатное образование?
Наталья Зубаревич
Финансирование образования – это в основном полномочия регионов и муниципалитетов. На образование тратится четверть всех расходов консолидированных бюджетов регионов. Это самое большое расходное полномочие. Кажется, что это очень много. Но есть очень большая региональная дифференциация. В Москве на образование тратится 13 % всех расходов бюджета, а в Чечне – 38 %. В этих показателях выражены не только приоритеты регионов, но и их богатство: когда у вас много денег, вы можете их потратить на что-то иное. А образование – это обязательный расход.
Если перейти к душевым показателям в расчете на одного ребенка-школьника, получается по 100 000 рублей в среднем по стране на год. 100 000 на ребенка! В Москве – 200 000, и она одна такая. В Санкт-Петербурге уже 150 000. Дальше идет Сахалин. Следующая ступень – около ста тысяч, и таких регионов – 21. А все остальные – ниже среднего. Медиана – около 70 000–80 000 тысяч рублей в год.
Евгений Бунимович
К сожалению, в Конституции у нас написано про бесплатность, обязательность, общедоступность только девятилетнего образования. Я выходил с предложением об обязательности одиннадцатилетнего (полного среднего) образования…
Что такое «платное» и «бесплатное» образование? Все уже поняли, что за всё вообще надо платить, в том числе и за бесплатное. Вопрос в том, кто платит: родители или бюджет. Родители платят все равно – хотя бы через налоги. Вопрос в том, как строится эта бесплатность для потребителя.
В этом смысле в законодательстве прописаны довольно серьезные гарантии. Речь там идет и о самой бесплатности школьного образования.
Я считаю, что у нас образование в основном бесплатное, хотя родители пишут мне о добровольных взносах, фондах…
Проблема еще и в нормативном финансировании. В Москве в связи с этим и зарплаты учителей существенно выше, и норматив на каждого ученика… В регионах нормативы разные. А с этим связана еще одна проблема – неравенство регионов.
Каков баланс платного и бесплатного для семьи, для школы?
Ефим Рачевский
Законом четко определено, что платно, а что бесплатно. Сам образовательный процесс, который ограничен рамками федерального стандарта, в школах абсолютно бесплатный для родителей. Он финансируется из бюджета либо региона, либо муниципалитета. Все учебники, коммунальные расходы, ремонтные работы во всех регионах Российской Федерации – за счет бюджета региона, иногда – муниципалитета. В 83-ФЗ четко определены полномочия и права всех бюджетных организаций, в том числе и школ.
Школа получает государственное либо муниципальное задание. Она получает его на один год. Допустим, школа получает задание, в 2020/2021-м учебном году выполнить свои обязательства по реализации основной образовательной программы для 300 детей начальной школы, для 400 детей основной школы с 5 по 9 класс и старшей на 10 и 11 класс. В зависимости от уровня образования дифференцируется подушевой норматив, умножается на норматив – так получается школьный бюджет.
Поэтому родители не должны платить ни за что, кроме одной единственной вещи – они должны покупать одежду своему ребенку, они должны оплачивать его питание, если ребенок не входит в категорию льготников – получателей питания. Когда был период удаленного обучения, школьники города, те, кто получает льготное питание, всё полностью получили этой самой едой в апреле и мае.
Платность имеет в своей основе, своей причине некий диссонанс. Например, учебники.
Если раньше мы получали учебники целевым образом и нас не спрашивали, какие мы хотим взять, то теперь каждый учитель имеет право в пределах основной образовательной программы, принятой этим же учителем на педсовете школы, выбирать, допустим, из девяти учебников физики один, из шести учебников математики один. Имеет право выбирать.
Иногда бывает ситуация, что выбор ограничен и хочется то, что не попало в этот федеральный перечень учебников. Но это вовсе не означает, что школа должна вынуждать родителей этот учебник покупать. Порой эта тема – единый учебник – достигает истеричного накала. Когда меня спрашивают в последние лет пять, как я отношусь к единому учебнику, я отвечаю: «Никак не отношусь». Этот вопрос был бы актуален в конце 90-х годов, когда мы не имели доступа к широкополосному интернету. Но если не очень хороший учебник мне выдали бесплатно, я буду им пользоваться. Но я найду себе ту качественную информацию, которую выдает мне Яндекс или Гугл, и буду использовать ее. Что мы и делаем на практике. Поэтому совсем не обязательно покупать.
Как правило, законными являются те платежи родителей, которые идут непосредственно на его ребенка: на еду, если не входит в льготную категорию, на какие-то экскурсии, развлекательно-увеселительные программы, поход в театр.
Есть некая закономерность: чем дефицитнее бюджет региона или муниципалитета, тем активнее за счет родителей восполняется дефицит школьного бюджета. Вплоть до таких, кажущихся теперь архаичными казусов, например: давайте скинемся, купим краску и покрасим кабинет к новому учебному году. В тех регионах, где нормальный, сбалансированный бюджет, там этой темы уже нет.
Надо каким-то образом выравнивать региональные бюджеты, а может быть, и внести изменения в законодательство и забыть про такое явление, как муниципальный бюджет как минимум в условиях городского хозяйства, в крупных городах. Сделать бюджет на региональном уровне. Это будет существенным шагом к постепенному выравниванию подушевого норматива.
Евгений Бунимович
Мне, как региональному чиновнику, который вместе с Правительством Москвы формирует этот региональный бюджет, это самое нормативное финансирование удобно своей прозрачностью.
В Москве сейчас с 1 по 4 класс –135 000 обучающихся, с 5 по 9 – 155 000, 10 и 11 – 175 000, дошкольников 185 000, кратковременное пребывающих – 175 000.
Формирование бюджета школы происходит так: количество детей, которые к вам приходят в соответствующие классы, соответствующего возраста, умножается на норматив. Это и есть бюджет школы или дошкольного учреждения.
Раньше директор школы или заведующий детским садом не настолько должен был владеть экономическими категориями. А теперь он сам вместе с Управляющим советом должен очень серьезно заниматься бюджетом. Это раньше все было расписано. Сейчас директор сам должен понимать, как распределять всю сумму на все необходимое.
В школе есть продленный день. И он по закону сегодня стал более гибкой структурой: есть бесплатная часть, а есть то, за что школа может брать деньги. Я считаю, что московский бюджет может полностью финансировать продленку. Здесь у меня идет спор с правительством Москвы, хотя бы для особых категорий семей, например, многодетных.
У нас есть дополнительное образование. Здесь всё гораздо сложнее. Там норматив так легко не введешь, потому что не совсем просто понять, сколько детей чем занимается. Я получаю впечатляющие данные от Правительства Москвы, красивую статистику: миллион детей участвует в программах дополнительного образования. Но прекрасно знаю, что школа одновременно стимулируется в зарабатывании денег на дополнительных занятиях. У нас есть вполне состоятельный слой, который больше интересует не платность-бесплатность, а качество этих кружков. У нас очень много вопросов по выстраиванию дополнительного образования, и я считаю своим долгом сделать этот вопрос ясным и прозрачным.
Наталья Зубаревич
Дополнительное образование по финансированию – это всего лишь 16 % от всех расходов на общее образование. В Москве – 11 %. Все расходы на образование в Москве по прошлому году, если правильно помню, – 333,40 миллиардов рублей. Это столько же, сколько Москва тратит на благоустройство. На образование – 13 %, на благоустройство – от 11 до 12 %
Неоплаченная продленка – это безобразие для Москвы.
То, что может себе позволить Москва, не может себе позволить подавляющая часть бюджетов субъектов федерации. У нас богатых буратин на всю страну: Москва, Питер, Ямал, Ханты-Мансийский округ, Сахалин, Крым с Севастополем. Всё! И даже при этой невысокой возможности финансировать, есть регионы, которые стараются: Белгород, Московская область, Татарстан, Новосибирская область, Тюменская область. У всех остальных тупо нет денег даже на ремонты. При том, что бюджет звучит круто – 25, 27, 35 %. Как только в рублях на человека начинаете мерить – это слезы. Подушевка очень низкая.
Цифры, которые вам сильно не понравятся. Рождение первого ребенка сильно снижает благосостояние семьи. Рождение второго ребенка направляет ее в бедность. Если мы возьмем за 100 % семьи с детьми от 7 до 16 лет по всей Российской Федерации, больше 40 % из них – семьи бедные, с доходами ниже прожиточного минимума. Каждый рубль, который на что-то собирается в этих семьях, – это очень тяжелая проблема.
ЕГЭ – социальный лифт. Особенно для регионов
Но ЕГЭ – это репетиторы. Родители не считают, что школа дает достаточное качество образования, в полной мере готовит к ЕГЭ. В результате, с ранних классов образование для семей, заботящихся о будущем своих детей, становится по сути платным. При заработной плате 30 тысяч рублей в месяц минимум (!) 20 тысяч семья отдает репетитору...
Наталья Зубаревич
И во времена, когда не было ЕГЭ, мы все платили репетиторам. Я в этом мало что понимаю, у нас в МГУ есть дополнительный контроль, абитуриенты при поступлении пишут тест. Без этого теста, как бы вас ни натренировали в школе, вы поступить на мой факультет не можете, на экономфак тоже. Качество натаскивания на ЕГЭ я вижу по студентам: грамотность – чудовищная, широта кругозора у большинства из них оставляет желать лучшего. Поэтому у меня нет ответа, что правильно.
Но я согласна, что раньше ребята из больших столичных городов, родители которых могли нанимать репетиторов, могли поступать в столичные вузы, остальные – нет.
У меня вопрос: почему у нас используется в столь ограниченной степени канал вертикальной мобильности, социальной мобильности в виде хорошо устроенных олимпиад? Мы в МГУ моих золотых девочек и мальчиков очень активно набираем через этот канал. У меня уже несколько закончили аспирантуру. Это бриллиантовые ребята, настоящие. А то, что старый формат был плох – да. Новый, ЕГЭшный, формат тоже не очень хорош. Кто предложит, как лучше?
Неравенство социальное, финансовое, а теперь и цифровое…
Евгений Бунимович
Когда люди идут голосуют за кого-то, за губернатора, мэра, слово «бюджет» где-то далеко. Они вообще по совершенно другим категориям голосуют. Хотелось бы, чтобы люди понимали, о чем идет речь. Приведу пример. Наталья Васильевна сказала, что бюджет Москвы на образование в 2019 году – 330 миллиардов рублей. Что произошло прошлой осенью в Москве? Стал гораздо более разнообразный парламент. И это повлияло на наше правительство. Они увидели благодаря этому запросы москвичей. И бюджет на образование повысился на 25 % в год. И это, я уверен, голосование москвичей. Они выразили свои приоритеты. Я считаю, что регионы тоже должны выражать свои приоритеты. И это заставит власть делать то, о чем мы говорим.
Я могу сказать, беднее семей с детьми у нас нет категорий. Ни пенсионеры, ни кто-то еще…
И сейчас мы тоже с этим столкнулись. Все перешли на дистанционку. Представьте себе многодетную семью. Даже если школа все организовала с точки зрения дистанционного образования. Но, во-первых, пять детей сидят не в пяти разных комнатах. Во-вторых, не факт, что у них есть пять гаджетов, для того чтобы одновременно учиться в разных классах. Я обратился в Департамент соцзащиты, они выдали две тысячи сертификатов на закупку, хотя этого мало. Школы тоже передавали что-то семьям.
Мы видим неравенство – финансовое, социальное, цифровое… О каком равенстве в связи с ЕГЭ можно говорить?
Интернет оказался очень разный. Он, может быть, и есть, но не тянет то образование, которое можно по нему передать. Это вопрос и бюджета, это вопрос и цифрового неравенства, доступности. Если мы хотим равенства, то у нас в каком-нибудь городке хотя бы дистантно, хотя бы на экране ребенок должен получать равные образовательные возможности, хотя бы возможность тренироваться к ЕГЭ.
Мы говорили о финансовом неравенстве, а цифровое неравенство – это новая история, и очень серьезная.
Как освободить учителя от гнета сверхнагрузки?
Повышение заработной платы учителям – несомненное благо. Именно так и восприняли сначала майские указы Президента, предписывающие обеспечить заработную плату педагогических работников не ниже средней по региону. На сегодня указ выполнен практически повсеместно, но не за счет увеличения оплаты труда педагога за базовое количество часов, а за счет увеличения нагрузки на педагога. Например, чтобы заработать 35 000 в месяц в Рязанской области, нужно отстоять у доски 32 часа в неделю. Это непомерная нагрузка.
Наталья Зубаревич
Федеральная власть перевесила на регионы необходимость повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. На регионы легло свыше 70 % всех дополнительных расходов. А денег нет, потому что субъектные бюджеты в 2014, в 2015 году росли очень слабо, и поэтому расходы на образование в 2015 году, если правильно помню, плюс полтора процента в рублях, без учета инфляции, в 2016 году – это 3 %. И расти они начали заметно только в электоральном 2018 году, когда перед выборами президента накидали денег, чтобы отчитаться за указы, и в 2019 году. До того социальные расходы, кроме соцзащиты, росли черепашьими темпами. И выход был только один: сокращать школы, особенно малокомплектные сельские, сливать школы, что активно делала Москва со своими комбинатами, хотя денег у нее было – завались. И в результате мы получили эти адские перегрузки. Для того, чтобы отчитаться о выполнении президентских зарплат, указов.
До тех пор, пока для чиновников образования главная задача будет правильно отчитаться, любые как бы благие начинания и предложения будут превращаться в то, во что они в итоге превратились. Поэтому не надо иллюзий. Если вы хотите перевалить на субъекты федерации финансовые обязательства, вы получаете то, что получаете.
Ефим Рачевский
Когда-то очень давно было установлено такое нормирование, как 18 часов в неделю. 18 часов – педагогическая аудиторная нагрузка. В действительности педагогическая нагрузка выходит за пределы этих 18 часов, потому что сюда входит подготовка к занятиям, внеклассная работа. А если ты еще и классный руководитель, то тогда это почти круглосуточная работа. Москва, наверное, первая из регионов поняла, что классный руководитель – это отдельный вид педагогической деятельности. И поэтому в Москве заработная плата именно классных руководителей уже года два стала существенно выше.
Проблему оплаты труда мы сейчас в нашей компании не решим, потому что из этого следует одно: дайте регионам больше денег. Здесь очень сложная цепочка взаимовлияющих факторов. Откуда? А если их нет? А если бы у нас не было этого буфера – национального фонда? Это запасные деньги в период пандемии. Ведь все работники школы вне зависимости от того, учили они детей или не учили, в эту пандемийную весну сохранили свою заработную плату. Мы им ее платили. Выручила как раз бюджетная политика школы.
Ключевым элементом, чтобы образование было качественным, является не здание, не система управления, не учебники, а тот квалификационный ресурс, которым располагает школа. Я имею в виду учителей. И конечно же, заработная плата учителя – это ключевой элемент развития школьного образования.
Ведь почему обращаются к репетиторам? Из-за неудовлетворенности той педагогикой, которую дает учитель, объясняющий сложную математическую проблему и думающий о том, а есть ли у него еда в холодильнике, чтобы накормить семью, или ее нет. Надо на федеральном уровне установить в рублевом выражении тот минимум, ниже которого учителю нельзя платить, вне зависимости от того, в каком регионе он находится. Иначе начинается то, что мы стали наблюдать сейчас: профессиональный туризм, учительский туризм.
Есть 83-ФЗ. Это очень важный закон. Если раньше школы финансировались по сметному принципу, то 83-ФЗ все это отменил. Школа получает субсидию ежегодно, и в пределах полученной субсидии формирует собственный бюджет.
В формировании бюджета школы могут и должны участвовать родители – полноправные субъекты образования. Для этого есть нормальная законодательная база. Я имею в виду Управляющие советы школ.
Бюджеты школ – самый конкретный материал для движения «Школа – наше общее дело». Если родители видят, что в этом самом бюджете не хватает 15% для того, чтобы их детям было комфортно учиться и чтобы в школе были достойные учителя с достойной оплатой, есть куча законных способов эти 15 % восполнить.
Евгений Бунимович
Любой критерий, даже красиво звучащий на уровне федеральном – чтоб средняя зарплата педагога была выше средней по региону, – в конкретных обстоятельствах может превратиться в популистский лозунг.
Пример. Физико-математический лицей № 2, я сам его когда-то оканчивал. Там всегда преподавала профессура, аспиранты, я сам там преподавал, когда был студентом мехмата. Получал копейки за два часа в неделю. Студент. По новой схеме получилось, что это невыгодно школе: потому что средняя зарплата резко понижается. Пришлось очень много уточнять, чтобы эту красивую, правильную, заложенную традицией модель сохранить.
Что касается вузов и научно-исследовательских учреждений – там еще смешнее. Мой приятель, профессор, всегда получал примерно одну и ту же сумму. Только сначала это называлось ставкой, потом полставки, теперь четверть ставки. Идет обман, чтобы отчитаться.
По часам – серьезный вопрос. Решение существует. Могу сказать: 18 часов – это, может быть, маловато. И это никто никогда не соблюдал. Но если 22 часа или 24 часа? Я могу сказать, что полторы ставки – 27 часов – всё, я уже загибался. Я предлагал следующее: давайте поставим какую-то планку, скажем, 24 часа, а дальше, пусть будет невыгодно брать эти часы. Пусть эти часы уже не будут столько стоить. Но это не значит, что учитель будет меньше получать. Пусть будет выше среднего по региону, но за эту, а не за безумную ставку.
Разные школы по-разному финансируются
Евгений Бунимович
Школы с высоким рейтингом имеют дополнительные гранты, финансирование. Ножницы между сильной и слабой школой становятся еще больше. Сильная школа получает еще больше денег на возможности своего развития.
Мы лучше умеем работать с сильными учениками, чем со слабыми.
В Москве сейчас есть проект «Школа без образовательных тупиков». В этот проект вкладываются деньги. Но еще должны быть методики работы со школой, которая находится внизу рейтинга: как работать со слабыми учениками, как работать с учителями. Здесь и деньги, и качество.
И еще – мы в Москве добивались того, чтобы негосударственные школы тоже получали финансирование за стандарт. И добились. И это правильно. Если такая школа имеет государственную аккредитацию, если деньги идут за учеником, то за этого ученика город деньги выплачивает.
А вот если семейное образование, то мы семьям почему-то по закону этого не выплачиваем. Они же выполняют свою функцию. Да, у нас пока нет механизма, как это можно проконтролировать в семье. Но если мы будем выплачивать, то у нас будет какой-то взаимный договор. Деньги дают возможность и поддержать выбор семьи при переходе на семейное образование, и взамен что-то спрашивать.
Ефим Рачевский
Родители, если не интеллектом, то нутром, стремятся отдать ребенка в хорошую школу. И это в итоге приводит к тому, что позитивный родительский натиск заставляет школу улучшать условия для ребенка и заниматься повышением квалификации учителей.
Не бывает школы лучше, чем ее учителя.
Мы, учителя и родители, находимся в одной лодке. Нет ничего грустнее, когда регион, в котором средняя заработная плата 28 000 рублей в школе, и у родителей тоже 28 000, получается, что один финансовый аутсайдер вынужден помогать другому финансовому аутсайдеру. Но эта помощь необходима, поскольку означает инвестицию в своего собственного ребенка.
Родители стали намного больше ценить, что происходит с их детьми. Школа должна быть в диалоге с родителями. Мамы, папы, дедушки, бабушки, школа – это ваш дом. А мы там вами приглашенные через посредника в лице государственной или муниципальной власти.
Догнать и воспитать за 5 лет
В нацпроекте «Образование» с 2019 по 2024 г. обозначены две цели:
- догнать: войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность.
На образование выделяется суммарно 3,6% ВВП. Это много? Мало?
Наталья Зубаревич
Страна небогатая. Детей не так уж много. Мы постаревшая страна. На мой взгляд, это мало. Но еще меньше мы тратим от того, что надо было бы, на здравоохранение.
Приоритеты у нас другие. Не социальные. Приоритеты у нас геополитические.
Возможно ли войти в десятку – не знаю. По каким индексам? По исследованию PISA?
Младшие школьники у нас имеют лучшие позиции по международному тестированию. А к старшим классам уровень креативности резко падает. Умение работать с приобретенными компетенциями, навыками… Зубрежки очень много.
Евгений Бунимович
Финансирование не решает всех проблем образования. PISA показала интересную вещь.
Была проанализирована взаимосвязь уровня финансирования образования и результатов образования. И вот что выяснилось: Германия больше вложила в среднем, чем другие страны, например, Финляндия, а результаты не такие хорошие.
Германия поставила вопрос: почему так происходит?
Оказалось, что вложение в железо, в инфраструктуру не дают такого эффекта, как вложения в учителя. Максимальный эффект дает вложение в учителя. Это не только увеличение заработной платы, это вложение в статус, в то, насколько это престижно, насколько это уважаемо, насколько это важно.
У нас здесь неплохие стартовые возможности. Уважение к учителю всегда в той или иной степени было в наших традициях. Это вопрос мироощущения всего общества. Если у нас будет продолжаться разговор на тему «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?», и если единым критерием является только материальное благополучие, причем, чрезмерное, демонстративное, у нас не получится образования.
Если у нас тот, кто лучше учился, кто больше старался, у кого лучше голова, кто компетентнее будет лучше жить потом, я вас уверяю, мы выстроим образование.
А если у нас во главе властных структур, финансовых структур будут оказываться дети тех, кто во главе этих структур…
Важно, чтобы люди чувствовали, что результаты их образования будут востребованы, что с образованием они будут хорошо жить.
Регионы переживают, что хорошо выучившиеся ученики уезжают…
Наталья Зубаревич
Во многих регионах жалуются, что 20–25 % выпускников их вузов уезжают из своего региона в поисках лучшей работы. Концентрация – Москва, Питер или заграница. До тех пор, пока страна или регион не создает спроса на хорошо обученные мозги, люди будут уезжать.
Для меня жизнь человека гораздо важнее жизни региона. Если человек находит место, где он может себя реализовать, проявить свою квалификацию и получить за нее достойную оплату, я за этого человека очень рада. Потому что жизнь у нас одна. А регионы и страна пусть думают.
Ефим Рачевский
Кажется, в 2012 году в Общественной Палате проводили какие-то слушания. Ректор одного из региональных вузов сказал: «Вот, ввели ЕГЭ. А теперь наши самые лучшие абитуриенты к вам уезжают. Увеличили финансирование школ, повысилось качество, они тоже стали уезжать…»
В депрессивных территориях существует проблема с рабочими местами. Это закономерный процесс. Географическая мобильность стала повсеместным явлением для тех, кто отличается самостоятельностью, способностью принимать решения, креативностью. Мобилен – и хорошо. Это не только в нашей стране. В любой стране мира примерно такая ситуация. Чем страна масштабнее, больше, тем больше географическая мобильность. Уверен, что в Люксембурге она значительно меньше, чем в той же Германии. Это закономерный процесс. И я не вижу оснований здесь сетовать.
Мобильность – это индикатор развития экономики и социальной структуры в регионе.
Что нас ждет? Насколько система образования страны готова к развитию?
Наталья Зубаревич
Институционально пока нет.
Но каждый частный человек, каждый частный профессионал делает свое дело. Раньше или позже изменения будут.
Системно пока, к сожалению, нет. Но это ничего не значит. Делай что должно.
Евгений Бунимович
Какие реформирования на самом деле вошли в школу. Только те, которые действительно были восприняты, шли от общества, от родителей. Например, вспомните обучение иностранному языку в советской школе. Когда железный занавес пал, оказалось, что пять лет они что-то учили, но объяснить ничего не могут, ни в гостинице, нигде. По этому поводу была масса анекдотов. Сейчас поколение так или иначе начало говорить на иностранных языках. И учителя появились в школах, которые умеют это преподавать.
Профильность старшей школы, инженерные и медицинские классы, репетиторы, конечно, останутся. С их помощью родители формируют надежное будущее для своих детей.
Я хочу успокоить. Все, что высосано из пальца, к этому относятся разные хотения государства, все равно не сработает. Да, придется учителям писать отчеты не о той работе, которая их волнует, это плохо, но это не войдет.
Изменяет образование только то, на что есть запрос общества. Чем больше родители будут проявлять свой запрос, тем больше на это будет ответ.
Ефим Рачевский
Школа – это веселое место. Я прикинул, чьи интересы затрагивает школа. 16,5 миллионов школьников, детсадовские дети плюс их родители, и получилось у меня около 68 миллионов. Это больше половины всей страны.
Представьте себе, если 70 миллионов россиян будут улыбаться при слове «школа»! Закон Об образовании в РФ на сегодня самый интересный, лучший закон об образовании в мире. Он позволяет такое количество действий и свобод, о которых мы не подозреваем. У меня простая рекомендация: перед сном улыбнитесь, полистайте закон и утром вы поймете, что вооружены уже совершенно по-другому. Идите в школу, разговаривайте, ибо в школе есть понятие диалоговой культуры, которая должна быть активнее, чем в любой другой точке приложения человеческих усилий.
Еще примерно полпоколения, и все будет хорошо. Потому что все в школе стало лучше, интереснее. Я 40 лет нахожусь здесь, в этой школе. Я сравниваю с тем, что было. Это удивительно. Дети потрясающие. И не только те, которые проходили через отбор. Это вселяет надежду. И нам никуда от этой надежды не деться.
Евгений Бунимович
Внезапная коронавирусная ситуация внесла важную вещь: родители стали гораздо лучше относиться к учителям, к их труду. Они увидели труд учителя воочию.
Родители увидели, насколько учительское дело непростое. Родители увидели своих детей. И яснее осознали, что школа – это наше общее дело.
В ходе прямого эфира на всех площадках работал чат. Всего зрители планерки – учителя и родители школьников – написали свыше 800 комментариев и вопросов. Прочитать их можно ниже.
Бесплатное образование | Сохранится ли бесплатное образование? Неужели бесплатное? Бесплатный сыр – в мышеловке... Если в советские времена с народной пословицей можно было поспорить, то сегодня она аккурат отражает нашу капиталистическую действительность. Не надо... В Германии даже высшее образование бесплатно! И без всякой фигни типа нефть, газ, уголь, алмазы, леса и т.д. Воровать не надо! У нас и капитализм особый: бандитский и совковый. Да. Учеба стоит копейки. Но плюсуем стоимость учебников, практики, страховки, транспорта, аренду проживания. Получается сумма больше, чем здесь рисуется рай. А что говорил Алфёров? Вспоминайте. На наши налоги можно всё. Правду говорил Жорес Иванович! Не угождал ни власть имущим, ни времени... Последнее уместнее назвать безвременьем. А правда – она всегда дорогого стóит. Наоборот - платная мышеловка. Когда мозгов в голове нет, то чужие в голову не вложить. Это – не даром! Это – на налоги! А это иное дело :-) Бесплатное образование, включая вузы, для России не бремя! Повторюсь: надо меньше Воровать!... Вы правы: воруют только так!.. Не преувеличивайте, образование пока бесплатное, но книги покупаем. А вот что дальше будет? Его, по документам, уже известным, уже не будет. А будет ли оно как таковое для всех детей России? См. Грефа.... Книгами вас государство не обязано обеспечивать, а вот учебники выдают в школах бесплатно!!!Вам, может, ещё и канцтовары дарить?! Я имела в виду учебники. А главное, меня больше волнует будущее образования, которое уничтожается. Это вы знаете? Почитайте об этом... Где вы видели бесплатное образование? Плата начинается с самого зачатия, даже не с роддома, а намного раньше. Татьяна Владимирова Думаю, что использовать слово «бесплатное» в отношении российского образования не представляется возможным. Образование в России дорогое, всегда платное, низкого качества. Бесплатно учат спустя рукава, только за хорошую зарплату учителя должны работать и учить грамотно детей! С любовью! Да нет сейчас бесплатного образования, это было в наше время если ученик не успевал, учитель оставляла его после уроков заниматься. Родители почитали учителей, уважали очень. Короче говоря, самое бесплатное платное образование. А мы как хотели?! А мы хотели, как в Германии или Японии сегодня – бесплатно и качественно! Сразу не получится! Они к этому столетиями шли. Бесплатное образование в России с системой ЕГЭ, стоит потерянному будущему для государства и детей. Бесплатного образования нет и никогда не было. Финансирование из бюджета разное, зависит от региона. Правомерно ли и эффективно «подушевое» финансирование? Или оно убивает инфраструктуру в целом конкретного района, поселения. ГБОУ самостоятельно может распоряжаться своими доходами и экономией от выполнения госзадания. Почему тогда школы, практически одинаковые внешне, которые находятся на одной улице, разные по образовательным результатам и атмосфере внутри? Бесплатное образование???? Смешно очень, где??? Кануло в лету... Хочется верить, что не навсегда. Думаю навсегда.. Как это ни прискорбно... Смешно - это сейчас! Платить за все приличные деньги и не получать качественного образования! Так столько же, сколько стоит будущее или здоровье... Ну как-то так Платное образование стимулировать бы учеников более ответственность относится к учебе. А можно платное образование отбить (отработать эти деньги)!? Оно нужно!? Цена бесплатного образования – уровень коррупции и способность Бунимовича лишить Москву этого порока. Лемешев Виктор Будут учить, как и учили, лучше учить не станут. Как платная медицина, врачи деньги берут, за качество не отвечают. Платное, не значит отличное качество. Будут за всё тянуть деньги. Вот увидите! А зарплату народу не увеличат. Теперь кричите: - РАБЫ НЕ МЫ. МЫ НЕ РАБЫ. Не знаю про бесплатное образование. Ничего. И бакалавриат, и магистратура со стипендией имени мамы. Нужно думающим об образование не грошики считать, а требовать уничтожения болонской-болванской системы и еги Хорошая тема, теперь это точно государственная услуга со стоимостью. Дороже всех стране стоит бесплатное образование в Высшей школе экономики и РАНХиГС. Именно выпускник вышки с доброй улыбкой три года не мог разработать модель развития для страны. Дорого обошлись России его министерские амбиции. Заведомо меньше платного!! БЕСПЛАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕТ!! Меньше, я думаю непродуктивного труда - учившихся за деньги. Затраты меньше, чем от непродуктивного труда учившихся за оплату обучения. Бесплатное обучение было за отличие в окончании средней школы. И учились с пониманием что надо быть нужными. Гвоздь другой программы: «за деньги». Слава богу, дочь уже учится в престижном месте! А на внучек будем работать, как лошади...
|
Бюджет
| Бюджет состоит из доходов и расходов. Труднейшее уравнение :))) Учебники бесплатные в Подмосковье, но отношение к ним оставляет желать лучшего. Бюджет и «отношение к учебникам»? Странно... Экономические критерии в школе лучше всех знает учитель географии. Региональные депутаты знают бюджет школ. Всех школ региона. |
(Финансовое) состояние школ
Дефициты | Расходы семьи на школьника немалые, но иногда в регионах поражают сборы с родителей, и даже педагогов на бумагу, картриджи и даже на веники и тряпки. Школы находятся в трудном положении, особенно в провинциях. Школа технически не оснащена, а учителей в приказном порядке заставляют осваивать платформу. Сливать школы и сейчас планируют. Слияние школ, садов, колледжей – формальность и бессмыслица. И.о. филиалов сидят на своих прежних местах и вряд ли получают меньше. А смысл в чем? У нас в деревенской школе на 4 класса один учитель, и всех как бы все устраивает |
«Поборы» с родителей | Родители, признайтесь, кто ни разу не сдавал деньги на ремонт? Увы. Скинуться и покрасить кабинет не архаизм. Это наша реальность. А как понять, какой бюджет в регионе? Мне стыдно у родителей просить деньги на ремонт. Компьютер, МФУ, проектор – всё родители. Ну и благоустройство класса. У нас на ремонт школы скидываются все учителя. Если не просить у родителей, то останемся с мелом и тряпкой. Да здравствует «Цифровая школа!» Если не просить помощи у родителей, то мы останемся только с мелом и тряпкой – вот вам и цифровизация. Чтобы не остаться с мелом, поэтому и просим родителей о помощи. И сколько негатива от скидываний на все. Ремонт в классах делаем на пожертвования родителей. Согласна с Вами. Некоторые родители с трудом питание оплачивают. Кто и на какие деньги должен делать ремонт школы? Проблема в некоторых населенных пунктах – еще и платежеспособность родителей. В Москве педагоги уже ничего не просят купить. Они боятся просить. Родители просят купить другой учебник, а Администрация школы запрещает что-либо закупать. Все учимся по стандарту. Не знаю где как, но в Москве моя дочка платит регулярно в школу. Не за учебники (которые тоже приходится покупать), не за питание (за него отдельно). А именно за учебу. Кажется, за принудительные дополнительные занятия! Есть такое везде. Называют их добровольные благотворительные взносы. Я так и не поняла за годы работы в школе: кто и на что их тратит? Сдаем деньги на ремонт, охрану, мероприятия, дни рождения учителей... Сейчас будете платить за интернет, за онлайн-обучение и многое другое, а знаний будет ноль. ремонт (НЕ косметический), охрана, мероприятия нужны НЕ школе, а родителям! Государство финансирует только косметический ремонт школ, а мероприятия вы бы хотели, чтобы для ваших деток учителя ЗА СВОЙ СЧЁТ проводили?!дни рождения учителей инициируют только сами родители!!! Мне кажется, что учителя только деньги собирают, а всем «заправляют» родительские комитеты по своему усмотрению? Есть учителя – просто вымогатели. Вы знаете, моя дочь закончила школу год назад, в Москве, и у нас тоже никто не требовал денег. Сами родители на собраниях оглашали сбор денег то на одно, то на другое, да дирекция пыталась втихаря прощупать доход родителей на предмет потенциального спонсорства. Но не вымогали никогда! Да и не получили бы! В государственных школах в классах по 25-30 детей, а в частных 3-10. А зарплата в частных такая же, как и в государственных. Так что не хватает на зарплату. Родительская плата идёт на аренду, ЖКХ, охрану и так далее. Кое-как выживают. В каждой РАБОТЕ работают три триединых категории работников – это специалисты, барыги (или просто взяточники), попугаи…
|
Столица vs регионы | Не совсем согласна, как далеки дорогие «москвичи» от жизни регионов. Да, в регионах жизнь другая. Страшно далеки вы (в Москве) от народа. Только москвичи. У Москвы можно учиться. :-) А в сельской местности, там и интернет проблема. Профессиональный туризм – атрибут рыночных отношений. Все в Москву! В школах есть платные дополнительные курсы с целью подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. В Москве школы зарабатывают по 2-3 миллиона в год (может не все школы, но с кем общаюсь...) Когда загнутся все регионы, вам тоже нечего будет кушать. Это тоже закономерность. Потому что страна одна. Как в квартире, если комнаты захламлены. В регионах, где меньше средств выделяется из бюджета, там и меньше средств у населения для дополнительного образования. |
Оплата труда | Работаем на ЕГЭ с компенсацией 100 рублей в день в жару и без еды. Что говорить об отношении к учителям в регионе? Учителю нужно на 35 тысяч работать 36 часов в неделю в моем регионе. Реальная зарплата может быть только при реальном базовом окладе. Я работаю на 35 часов, получая 26 тысяч. Вы правы, реальный базовый оклад учителя низкий. Кто-нибудь может объяснить, почему мне зарплату платят, как сможет профинансировать регион, а к ЕГЭ я должна готовить по общегосударственному стандарту? Повышают, а базовая ставка стоит. У нас базовый оклад 8300??? Ставка должна быть равна минимуму, а к ней уже надбавки, стимулирующие и т.д. Тогда можно прожить и в регионах. Сейчас 1,5 ставки с зарплатой 21-23 тысячи. Чиновники у нас считают, что мы не дорабатываем, а детей перегружаем, задаем д.з. Мы отработали свою свою з/п с лихвой. А кто нам за это платил? Никто. К базовой ставке слово минимум – отрицание стабильности Стабильность – фундамент к развитию, а не эксперименты. У нас в Омске базовая ставка 8500. В группах по иностранному языку значительно отличается оплата урока в младшем звене и старших или средних классах. О каком повышении идет речь? Оклад повышают, надбавки снимают и результат... зарплата стала меньше у опытных учителей, у молодых чуть стал выше. То есть 3-5 лет проработал и надо бежать из школы, так??? Ставку нам платят непосредственно за ведение уроков, я так понимаю. Но чтобы прожить, нам надо «из кожи вылезти» и заработать стимулирующие. Как потопаешь, так и полопаешь! А стимулирующие, у нас по крайней мере, ой как далеки от уроков и обучения… Ставка учителя высшей категории 13100, а ставка уборщицы12300. Позор тем, кто это устанавливает. Так обесценен наш труд! Справедливость наступит ли в нашем образовании? Вы на 100% правы, базовая ставка хотя бы не ниже МРОТ должна быть. Да еще и упрекают зарплатой, так как было повышение А если еще по 5 тысяч рублей за классное руководство – придется детей усыновлять. Уважаемые выступающие, как выжить на 18 тысяч, за 27 часов+ классное руководство? Какое «качество» при такой нагрузке? Наши классные руководители готовы отказаться от классного руководства! Я с Вами согласна по поводу стимулирующих. Да, а вы как думали, будем домой забирать детей… За 5 тысяч будете воспитывать патриотизм, видимо, раньше не воспитывали... За 5 тысяч будем присутствовать при родах. Я про МРОТ говорила (минимум) по ставке. Учитель, имея 1,5 ставки, устаёт значительно, особенно в рамках ФГОС, когда 5-7 параллелей ведёт. А ещё дома дети ученики… Светлана, у нас тоже учителя – классные руководители готовы отказаться от классного руководства, потому что последние 2-3 года занимаемся не учебой, а воспитательной работой... Работа на ставку – голод, работа на две ставки – инфаркт. Инфаркта не надо, Василий! Кто придет на наше место, с такой «шикарной» зарплатой»? А наши учителя получали 50% (это где-то 800 руб. в месяц), а сейчас 30%. Хорошо, если 8-10 человек посещают эти курсы, а если 2-3? Проблема не с рабочими местами, а с оплатой. У учителя начальных классов нет 22 и 24 часа! Мне хватает 18 часов! У меня 17 часов + 2 часа внеурочной деятельности! И классное руководство, конечно. Сколько денег ни дай, всегда будет мало. Есть учителя, к сожалению, которых не интересует качество, так как экзамены не сдают и им не надо отчитываться за баллы! 18 часов, это жёсткая переработка. Тут зп должна быть в 3-4 раза больше, чем на данный момент. Так что зарплата – это просто НЕ АКТУАЛЬНО ....... Ну после оптимизации и объединения нагрузка увеличилась у учителей. Зарплата у учителей в Москве тоже.
|
«Отпуск»/ Отдых | А сейчас мы вроде в отпуске. Кто из вас отдыхает? Ха-ха! Отдыхаем... Какой отпуск, если идет ЕГЭ? Покой нам только снится! Ежедневно письма: принять участие в конкурсах, пройти курсы по классному руководству, я замдиректора по ВР – мне писать три программы!!!!! Это все в период отпуска! Аналогично, каждый год новая программа. С 1 июня отпуск, но... консультации обязаны провести. По факту только с этой недели начнется отпуск, но… Скоро выход на работу. Когда мне посещать курсы, конференции и т.д., если я живу в образовательной системе, пренебрегая семьей?! Сейчас я в отпуске, прохожу курсы повышения. По классному руководству согласна. Один факт: Сейчас, т.е. в июле-августе, мы должны смотреть за местами купания детей. И никого не интересует, что купаются дети не на одном месте, во-первых, во-вторых, разрешенного места купания у нас нет!? |
Престиж профессии учителя | А учитель теперь оказывает образовательную услугу. Если образование – сфера услуг, то ждать нечего. Вот-вот : статус и престиж. Тает на глазах уважение. Которого сейчас нет! Нужно вернуть его... В СССР учитель была престижная профессия, и учителей уважали даже двоечники! 24 часа – это реально для работы, а когда же педагогам самим учиться, развиваться? Эту проблему решать экономистам нужно. Учитель самовыгорает. Я вел в этом году 41 час, подскажите как восстановиться??? А просто быть хорошим семьянином учитель может? Или тянуть, сколько осилит? Писать программы на каждую параллель, каждый год причем. Избавьте, пожалуйста, учителей от бумажной нагрузки и всякой сопутствующей ерунды, дайте возможность заниматься нашей прямой обязанностью. И в классах по 30 человек. Пока у ребенка есть доступ ко всему в интернете, воспитание будет иметь результат, если школа и родители идут в одном направлении! Но таких родителей все меньше и меньше. Почти всех родителей знаем, наши же ученики. И кто был так себе, ой-ой как требуют!!!! Какие замечательные слова. Только до родителей не всегда их удаётся донести... Пока учителями будут править чиновники, которые не разбираются в образовании, учитель будет на последнем месте всегда! У меня всегда был вопрос: а для чего родители, если мы и летом детей контролируем и ежедневно проводим инструктажи по безопасности? Моя мама инженер, имея около 50 технических патентов на изобретения, ничего не заработала. Кому нужны эти головы? Пока государство не будет уважать учителя и его труд, не будет престижа образования, мы не поднимемся. Еще пару лет, и учителя будут уходить из школ и объединяться в частные лавочки и собирать детей для обучения. В больших городах уже много частных школ. Это не камера хранения, а пустой чемодан, который хотят обратно получить полным. Коллеги, мы всегда были оптимистами! Татьяна Маликова: При всей «жалости» к себе (что не ценит нас наше государство), я счастливый человек, потому что я люблю свою профессию учителя математики, моя школа лучшая, мои ученики лучшие, мой предмет самый лучший Я думаю нужно нести свой крест с достоинством. Не согласна! Какой крест? Сами себе выбрали стезю! Если и крест, то каждый выбирает по себе. Иначе и невозможно работать в школе! Я считаю, что мы, учителя, работаем на все 100, иначе в школах была бы другая ситуация!!! И с каждой осенью мы расцветаем вновь! Ребята, у на с лучшая работа. Мы всегда молоды! И таких нас много. А мы тоже относимся к школе – педагоги дошкольного отделения. И мы очень надеемся на лучшее. Я бы хотела напомнить, что кроме учителей в ОО есть ещё и другие специалисты, например, педагоги-психологи. Их «обзывают» «иные педагогические работники». И оплачивают их труд по остаточному принципу, хотя работают они с детьми с ОВЗ. Важна не только зарплата, но и статус учителя.
|
Дистант | Дистант показал, что очень не хватает не техники, а технических мощностей. В период пандемии мы работали ещё больше! Работали круглосуточно. В 4 четверти мы работали с 8 утра до 9 вечера дистанционно. Врачам доплачивали за трудности работы в период пандемии, а учителям ничего не дали. Мы же «отдыхали», особенно когда у тебя на дистанте 380 человек. А то, что в период дистанта работы прибавилось. чиновники не увидели. В период пандемии нам некогда было отдыхать. На дистанционке – 740 ребят С 8 до 11 вечера... До 9 вечера, а то и дольше. Если новый учебный год начнётся с дистанционки, учителей в школах, наверное, поубавится! Ибо всё, что было сказано выше, всё верно. С дистанционкой ведь не только учителя страдали, но и ученики и их родители. Ребенок весь день перед компьютером! Где здоровьесбережение?! Пожалуйста, уберите дистанционное образование из школы! Помогите детям получить образование! Будьте милосердны! Подскажите, пожалуйста, как дистанционно начинать учебный год в 1-м классе? Про дистант в 1-м классе – вопрос министру просвещения! Он даст вам «конкретный ответ». А в 5-м классе, когда не знаешь ни детей, ни родителей? Всем будет лихо! Дистанция в 1-м классе – это потерянные дети. Как можно учить детей? Я просила нашего министра, но он не слышит никого! Если про линейку толком ничего не говорят, только и твердят: в другом формате! Я предлагаю министру показать пример работы. Говорим о бюджете семьи..., у нас дистант, а у родителей репетиторы по всем практически предметам, вот и весь бюджет. Да, на дистанте родители почувствовали труд педагога. Это единственный положительный результат дистанта. В период пандемии мы отдыхали, сидели ведь дома. А как быть учителям, если у каждого класса будет своё расписание с сентября? Домой совсем не ходить или уволиться? Придумали: онлайн-лагерь! Самоизоляции подтолкнула образование к развитию, как учителей, так и родителей. В Бразилии благотворительные фонды выделили $10 млрд только на развитие онлайн, считая это необходимым для снижения социальных различий. Новый учебный год вообще не понятно, как будет начинаться Главное: линейки не будет! Нового года в школе не будет! А кто спорит. Только на удаленке и на удалённом обучении мозги не вложишь. О таком образовании и мечтают чубайсы, кудрины и Греф. Вы правы! Но, думаю, что на удаленке будет дополнительное образование, а школа будет работать как в сталинские времена: учить и воспитывать! И, думаю, что педагогов поднимут на высоту! Они растят и воспитывают честь и совесть народа! Александр Логинов На удаленке будет и удаленное образование. Ноль знаний. Особенно для начальных классов 🤔 Людмила Барченко Если образование в этом году будет на удаленке, ему конец, как и здравоохранению. |
Качество школьного образования
ЕГЭ
Репетиторы
Кому нужно качественное образование? | ЕГЭ – минимум. Обязательный минимум. В старших классах без репетиторов не обойтись! Это проблема! Многие родители ошибаются, когда думают, что школа не готовит. Просто они хотят еще дополнительно готовиться у репетиторов. А как можно без репетиторов подготовиться к экзамену, когда 1 час в неделю химия, биология? В общеобразовательных классах химия и биология по 2 часа. В профильных классах химия и биология по 3 или 4 часа, в зависимости от учебного плана школы. В 10 и 11 классах химия и биология 1 час, а дети поступают в мед. А по ФГОС химию и биологию убрали совсем. По каким ФГОС убрали химию и биологию? У нас не будет химии и биологии с 10 класса. Тогда, может, у вас в школе ввели естествознание? У нас в школе профиль хим-био по 3 часа химия и биология, а в физмате 5 часов физики. Добрый день! Многие предметы идут в школе по минимуму, особенно биология, география. По географии объём 7 класса только на 2 часа. А обществознание везде. Да, это верно, сейчас дети из регионов могут учиться в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Формат ЕГЭ – хороший. Думать о качестве заданий. И не всех прогонять через этот формат экзамена. А как в этом году – кто поступает в вуз. В конце 80-х мы сдавали устно программу, поэтому развита у нас речь, даже сейчас могу помочь своим детям с разными предметами. А еще вопрос мотивации учащихся в старших классах. Одним надо к ЕГЭ готовиться, а другим – штаны протирать. Зачем нам обязательное 11-летнее образование? На уроке учитель думает об уроке, но для некоторых родителей нанять репетитора принципиально. Материал дается и на внеурочке, и на уроке, но учащиеся пропускают их, а родители поощряют пропуски, но возмущаются, если что-то не усваивается их ребенком. Профориентация – на нуле. Надо учить востребованным профессиям, а не натаскивать всех на ЕГЭ для вуза. По какому принципу делят школы на хорошие и плохие? Ирина, по показателям. Посадите в классе 8-12 человек и все будут обучены. Сейчас также безжизненно изучение языков, особенно второй язык. Сама система преподавания языков безжизненна. Английский – это хорошо, по этому предмету 5, а по русскому языку –3?! Понятно, что страна большая. Это не Сингапур. Но хотелось бы поменьше консервативности и побольше мобильности в системе образования. Не пугать школой, а помогать – улыбаться. В связи с появлением ЕГЭ обострился вопрос качества образования. У этих 40% детей, которые в полной бедности, нет интернета. Тем самым они отрезаны от того дополнительного образования, которое можно получить дешево. К репетитору обращаются из-за того, что в вузы зачисляют не всех. Ребенок будет учиться в вузе без репетитора – качество образования достаточно, но занятия с репетитором – возможность учиться за счет бюджета. Уже началась тенденция, что лучшие ученики начинают работать на иностранную фирму. Фрилансер, если освоил онлайн. Уезжать для этого не надо. В Москве уже есть фирмы, которые работают по заказам иностранных компаний, а выполняют работы москвичи. Только дополнительное образование формирует навыки для современной экономики → https://nashedelo.ru/a/sotsializatsiya-cherez-osnovy-predprinimatelstva При таком отношении к образованию в целом и к учителям в частности, о какой десятке можем мечтать? Это фантазии – войти в десятку. Отделить ЕГЭ от школы. Тогда повысится авторитет школы. А ЕГЭ оставить инструментом для поступления в вузы. ЕГЭ резко снижает уровень образованности общества. Сейчас в восьмом классе многие вольны выбирать направления: химию, физмат, социокультурное. Правда еще не везде это доступно. У нас, в Иркутске, учебники в школах выдают бесплатно! А образование меня тоже очень волнует! Я 24 года отработала учителем, сейчас на пенсии, подрабатываю репетитором! Я в шоке, мягко говоря, от методов современного «обучения»!!! На мой взгляд, образование давно уже разрушено. Сын поступал в институт в 2003, после первого ЕГЭ. Ходила по институту во время экзаменов, смотрела списки с результатами. До 90% – на тройки. А учебники уже тогда пугали своей тупостью. Современная школа не успевает за технологиями XXI века, выпускник школы боится будущего и часто не находит применения своим знаниям в новом для него мире. Что-то не хочется мне в Вашу либералистическую школу. Я бы предпочел школу Макаренко, Амонашвили, Сухомлинского, Шаталова. У Макаренко, Амонашвили, Сухомлинского и Шаталова было 4 очень разных школы. И ни одна не обезличивала ученика, и не унижала учителя! Так и будет! Качественное образование вернется! любовь к своему предмету, работе и ученикам! Образовательные услуги и с любовью??? Образование нужно стране!!!!! Ее экономике, безопасности, культуре, медицине и т. д., всюду нужны хорошие специалисты, богатые - ещё не значит умные Давно понятно, что стране не нужны образованные! Да и платное образование не айс! Но кто сильно хочет учится образовываться их никто не остановит! А как вы считаете необразованный или недостаточно грамотный по профессии - кому нужен государству или АО; ОАО; ООО; ПАО? Государству отстегни налоги, и тю-тю хоть в Артек хоть в Воркутю. А может ли образование быть разнородным? Можем ли мы обосновывать разнородное образование политической обстановкой или особенностью развития хозяйственных и рыночных условий района города. Что Вы понимаете под разнородностью? Школы должны быть разными, они и есть разные. И каждый родитель из своих установок считает ту или иную школу хорошей для своего ребенка. А вот что такое разнородность? Кто вам сказал, у нас стандарт школьного образования и понимание единства обучения. В смысле того что все учатся по одинаковым учебникам и отступление от этих правил не допускается. Стандарт есть, действительно, но если его почитать (ФГОС 2.0, именно он сейчас действует) – это довольно интересный документ, предполагающий достаточно свободы и для учителя, и для учеников. |
Советское образование | В СССР при поступлении в вуз достаточно была школьной программы. В СССР проверяли на вступительных школьную программу. Интересно, почему в СССР для поступления достаточно было школьной программы. А ведь все сегодняшние гости учились именно во времена СССР, и посмотрите, какие замечательные, умные и продвинутые. Классическое советское образование по единым учебникам и программам было лучшим в мире! Поддерживаю: Классическое советское образование по единым учебникам и программам было лучшим в мире! И наша специалисты до сих пор востребованы за рубежом. Да, советское образование было лучшее в мире. Во всем мире было престижно получить советское образование, а сейчас?.. Это только с иностранным языком, а все остальное у нас в СССР было лучше, чем за границей. Спасибо всем, но на деле все не так. И лучшего образования, чем в СССР, ещё не придумали! Согласна, в СССР было лучшее образование. Согласна с Галиной! Образование было лучшим! Мне советский рай не нужен! Рай был только для управленцев КПСС! И их прихвостням! Бесплатное образование было в СССР! Сегодня за всё нужно платить. Вот такая реальность. Да. И в СССР школа давала знания без репетиторов для текущей программы. Лично я закончила среднюю школу в 1988 году. Образование было бесплатным, а по качеству в 100 раз лучше, чем сейчас! Без всяких репетиторов поступила и закончила факультет иностранных языков. Скорее всего, вы закончили иняз в небольшом провинциальном городе, и вряд ли у вас были стажировки за границей. И работать вы пошли наверняка, если не в сельскую школу, то где-нибудь в таком же городке. И ученики ваши вряд ли смогли овладеть языком. И тетради, атласы и контурные карты сами покупали, и форму. Но учебники выдавала школа. Так стоило всё копейки. Да вроде и копейки, но форму мне на два года покупали, с запасом по росту. Но справедливости ради много было кружков и внеклассных мероприятий, за которые не платили, но которые очень расширяли кругозор. Готовились к экзаменам с репетиторами. Особенно, если из провинции хотелось в какой-то более-менее престижный вуз поступить И курсы подготовки при вузах тоже вполне себе денег стоили Не помню, чтобы с меня или родителей кто-то требовал денег. Может быть это было в Москве? Да, у нас есть хорошие воспоминания о прошлом, моей старшей дочери тоже немного повезло, по разным секциям и кружкам. А вот младшей уже нет. Если хоть один ученик не понял материал, учитель считал виновным себя и занимался индивидуально. на уроках был школьный раздаточный материал, брали из шкафа на урок, учитель получал на свой класс. Я помню в 10 классе 44 человека, из них учились 8, остальные сидели и над учителями издевались, которые получали сотню в месяц. Развратила всех Советская власть. Это ваш личный опыт. А у меня в классе училось от 29 до 33 человек, бездельничали, но не издевались над учителями (!) человек 10. Да и те сегодня - профессура в сравнении с сегодняшними хорошистами! Так что не стоит делать такие безосновательные выводы. В СССР были вынуждены дать образование, хорошее образование, особенно начальное. Вынуждены, а не из любви к народу. Сегодня СССР никуда не делся, а просто управляющий фазенды ворует, а фазендеро не проверяет работу управляющего - слуг народа! Вы все НЕ жили при бесплатном образовании, поэтому и не представляете, что бесплатное может быть хорошим! Бесплатно и качественно, а иначе сразу понятно какое населения подлежит уничтожению. Учиться, учиться и учиться- лозунг Ленина, а значит образованные нужны были. Ликбез - ликвидация безграмотности!.. А как при Советской власти учителя за 90 рублей в месяц вкалывали? Это хорошо было. А разнородность – это то что получается по факту, и вопрос если раньше такое отступление обсуждалось вплоть до совещания в РАН СССР или в новой жизни то сейчас это мало кого волнует. Но тогда была партия, которая очень чутко отслеживала эти проблемы и возникающие ситуации, а сейчас видимость политической жизни очень далекой от жизни людей вообще не нуждается в сигнализации проблем потому как изменились понятия ответственности, понятие политической активности и понятие единства в развитии и требованиях. Идеализм, пусть и с коммунистическим базисом, -- вполне понятное свойство молодости). Коммунистическая партия, какой она была в СССР, мало чем отличалась от нынешней Единой России. Та же система привилегий и несправедливости для избранной касты, касты сопричастных. С невероятным количеством глупости, кумовства, взяточничества, приписок и прочей нечисти Социальная среда коммунистической системы, как социальная утопия, прекрасна!! Реализована, с определенными оговорками, в израильских кибуцах). Но социальная среда, бытовавшая в СССР, к этой идеальной картинке никакого отношения не имеет. Образование в школе сейчас отстойное, языки, математику, физику, танцы у Аллы Духовой, фитнес в клубе оплачивали сами. А в наше время кружки в школе были бесплатные. Я 5 лет только ходила в кружок народного танца, на сольное пение, в легкую атлетику, а в кройку и шитье, в авиамодельный, радиотехнический, химический – пока сама не остыла. Классный руководитель следила за посещением. Мы должны были стать гармонично развитыми гражданами страны. В институте, на любой работе по школьной характеристике с первого дня брали твои способности на учет, и мы выступали на концертах, в соревнованиях за честь коллектива. Люди в Советском Союзе были в цене. И все растили духовного и разумного гражданина! |
СССР vs сегодня: система, политика, экономка… | Вместо рывка плевок в прошлое и в народ! На все должна быть политическая воля и настоящий патриотизм!.. А у нас двадцать лет одни лозунги – «Какое было прекрасное время в СССР!» и «У нас появился шанс! Нужен рывок!» ... Словоблудие, одним словом. Бездействие у нас компенсируется риторикой. А настоящий патриотизм не лозунг? А нужен рывок? А что мы хотим, все хотели получать дивиденды в 90-х, а от каких специалистов. При сегодняшней власти «выполнение обещаний, данных двадцать лет назад через ещё двадцать лет!» Собрались тут на ромашках гадают "власть нас любит или не любит?"... Я 29 лет все надеюсь на лучшее, но оно не приходит. Но верха обещают светлую жизнь. Обещали её к 2020 году, а теперь, перенесли светлое будущее на 2030 год. И так все 29 лет демократии, сплошные обещания с переносами сроков. А вы думали, разрушенную страну, хуже чем в ВОВ и захваченную криминалом и подчиненную США, можно привести к расцвету за 20 лет! Погасили войны внутри страны, остановили распад, кое- как восстановили хоз-во страны, оборону! Теперь своих грабителей и предателей на место поставить, которым страна нужна, чтобы творить свою преступную волю! Некоторым все нужно быстро и с комфортом! Когда бандиты кругом были - молчали, а когда появился человек, помогающий восстанавливать справедливость, то Заверещали, почему медленно и без роскоши! Забыли о благодарности! Да, слов нет. Все перевернули с ног на голову. Сплошное преувеличение фактов. Сейчас страна в глубоком кризисе, а вы говорите о процветании. Вы наверное - птица Феникс, которая поёт: - СПИТЕ, СПИТЕ. Не надо мне сказки рассказывать о процветании, когда сплошная коррупция и воровство в стране. Систему выстроили так, будто образование нужно не государству и предприятиям, а якобы самим гражданам. И не важно сколько оно стоит, это уже второстепенно. Образование нужно, в первую очередь, самим гражданам! Если бы система была заточена под выбор граждан, то многие выбрали бы другое образование или широко расцветало бы альтернативное образование. К сожалению, система построена под удобство контроля, не под интересы детей Государство даст людям образование только под давлением обстоятельств и больше ни при каких условиях. А самообразование, стремление, или "патриотические" чувства быть полезным отчизне, суметь пробить себе дорогу в жизни к приличной жизни, доказать собственную самодостаточность .... - это всё обман или самообман, до времени психологических срывов ... Просто надо реально соблюдать принципы Федерации! Не грабить субъекты, а сделать отчисления хотя бы 50/50! Сократить на 50-70% силовые структуры, чиновников и их содержание... Лишить всех льгот депутатов, чиновников включая жилья, транспорта, премий, сравнить зарплаты на уровне 3-х среднемесячной по региону... Освободившееся средства направить на образование, здравоохранение, развитие промышленности и сельского хозяйства... И хватит пугать типа "НАТО наступает!"... Пусть называют имя фамилия отчество гражданина России, погибшего от рук солдата НАТО... А сколько ежегодно убивают свои силовики? Наверное, это уже другая история... Насчёт субъектов, которых не надо грабить...То же самое говорили республики при распаде Союза....и из них реально хорошо живут только две: Азербайджан и Туркмения.. При этом азербайджанцы не возвращаются в свою богатую республику из нищей России... Не кажется ли вам, что подобное случится и при вашем предложении... Реально богато будут жить только те, кто добывает нефть и алмазы, может ещё чернозёмные области...А остальные к ним переедут?.. Во-первых, я сказал: «Воровать не надо!»... В мире много стран без природных ресурсов живут нормально! Во-вторых, империи рождаются и умирают! Начиная от Римской империи. А СССР и был империей! А насчёт «распада России» – так надо сделать так, чтобы не было такой огромной экономической пропасти между богатыми чиновниками и народом! Как сказал Путин: «Зарплаты в семнадцать тысяч рублей – это средняки». Вы так же считаете? Единственный способ избежать распад страны – это тотальное повышение уровня жизни всех россиян! Бескомпромиссная борьба с паутиной коррупции, а не протестующими против этой заразы и оппозицией!.. А насчёт миграции... Она началась с момента появления жизни на земле и ещё никому не удалось ее остановить!... Ещё спешу успокоить, мигранты – молодое поколение в Россию не едут! Смотрите в зомбоящик, они едут в Европу и Америку, Канаду, Австралию, Японию... В общем, туда куда все молодые, образованные, талантливые россияне!.. Вот мой вам ответ. Но вопрос никуда не делся. Так, как жили до сих пор, многим кажется, что мы продолжаем дальше так же жить, что отличается от фактических обстоятельств практически на космические величины. Появилось очень много демократических условий современного образования и современной социальной среды. Это в корне меняет всю социальную обстановку и деятельностную модель современного человека. Лично я по-прежнему считаю коммунистическую партию самой эффективной в обеспечении общественного и гражданского порядка и качества развития условий жизни и развития человека в целом! Сегодня могут быть использованы множество современных организационных решений позволяющих экономить бюджет, государственные ресурсы, и много из того что необходимо для строительства государства в еще нашем общенациональном понимании. Еще видны горизонты былых социалистических верши, к которым мы имели персональное отношение и причастность, но рыночные условия вводят свои правила развития общества и человек, и его интересы очень часто проигрывают корпоративным интересам и даже неопознанным. Слишком большое обобщение. Есть наследие в виде возможных признаков, возможных подтверждений, догадок. Потом обвинять партию, как правило, все любят по собственным недовольствам. Все так образовательная среда – это нормативное понятие, и отступления от подобных условий возможны на свой страх и риск. В том числе политический. Социальная среда коммунистической системы – это главный пример и результат общественного развития, как мне кажется. Поэтому плохой она быть не может. Другое дело рынок. Позволю себе провокацию - социальный порядок русского общинного строя тоже весьма и весьма эффективен. Посмотрите фильм Дудя про старообрядцев. Но сколько народа захочет вернуться к таким родовым отношениям и такому миропорядку? Может быть я социализм видел с человеческой стороны. А были ли другие, это быль или факты? Давайте проверим на образовании. Школы все на месте. Тогдашним руководителям всех уровней в условиях прозрачности зарплат, премиальных и иных доходов получать те заоблачные доходы, привилегии сегодняшних, с позволения сказать, руководителей и едросов – даже представить было невозможно. А сейчас мне непонятно, почему в государственных образовательных учреждениях, заметьте, не в коммерческих, а государственных, зарплаты – коммерческая тайна. А вы знак равенства ставите между небом и землёй.
|
Евгений Абрамович Бунимович | Евгений Абрамович Бунимович – тот самый автор учебника алгебры? Или однофамилец? Да, тот самый! Евгений Абрамович, вы умница, спасибо! Евгению Абрамовичу: просьба рассмотреть вопрос о возможности монетизации (хотя бы части) затрат, которые входят в норматив финансирования. В случае дистанционного образования (которое, очень вероятно, повторится в разных формах и при различных условиях) семья должна получить деньги, которые выделяются на питание, оплату услуг ЖКХ. За март-июнь 2020 г. бюджет Москвы получил большую экономию, эти деньги должны получить семьи. |
Наталья Васильевна Зубаревич | Все правильно, Наталья Васильевна. Наталья Васильевна, огромное спасибо за озвученную действительность. Спасибо всем, особенно Наталье Васильевне за правильный посыл! Наталья Васильевна, а когда Вы поступали, Ваши родители платили за допобразование? |
Ефим Лазаревич Рачевский | Спасибо, уважаемому Директору школы! Спасибо уважаемому Директору – Рачевскому Ефиму Лазаревичу. Осознание бюджета – часть общей культуры всех «шкрабов» – школьных работников. Бюджетное сознание – элемент культуры. Спасибо уважаемому Директору! |
Желание быть услышанными | Жаль, что многие чиновники не слышат этого. Депутаты регионов бывают на родительских собраниях в школе? Депутаты регионов бывают на родительских собраниях в школе, не у всех дети учатся за рубежом. Я думаю, что с вами согласятся все, здесь присутствующие, но слышат ли это чиновники? Вот именно, чиновники нас не слышат или делают вид. К сожалению, ничего не меняется. Спасибо за понимание нашей учительской ситуации. Ваши слова да Богу бы в уши. |
Кого растим? | Школа для того и создана, чтобы мозги вкладывать с умом! Растите честных детей и воровство исчезнет! У бесчестного народа растут воры! Нам их с луны не сбросили! У всех мамы и папы! Во-первых, не у всех мамы и папы; во-вторых, если бы всё зависело от воспитания, институт государства давно канул бы в лету. |
Планерка | Абсолютно верно! Спасибо за правду Больные вопросы затрагиваете, Артем Симонович Да вопросы наболевшие Спасибо спикерам за предметный разговор. Однако оптимизма не добавилось. Хорошие слова произносятся. Такие умные люди! Все знают и понимают! Но, увы, ничего не могут изменить. Спасибо за проблему, которую подняли. Это больные вопросы для педагогов. Актуальная тема. Спасибо! Спасибо за общение, поднятые вопросы и оптимизм. Спасибо за каждого профессионала. Все слова благодарности за вебинары по четвергам. Вопросы актуальные и болезненные, но если начали говорить, то уже хорошо. Артем Симонович, спасибо Вам огромное за Ваш труд. Спасибо всем за единомыслие. Радостно сознавать – ты не одна! Очень правильно все говорили, будем надеяться на улучшения в школах. Коллеги, всем позитива и изменений. Всем огромное спасибо за поднятые вопросы. Спасибо за конструктивный разговор! Надеемся на ближайшие изменения в пользу будущего нашего государства, наших детей! Делать что должно – золотые слова. Спасибо. Мы с вами как Дон Кихот в борьбе с мельницами. Спасибо всем выступающим за поднятые проблемы. Спасибо за проблему, которую подняли. Тема очень серьезная и много проблем. Спасибо, что вы ее затронули! Спасибо всем! Очень животрепещущий вопрос, поэтому много эмоций. Очень важный, глубокий разговор. Спасибо огромное! Судя по разговору, здесь собрались настоящие учителя: несмотря на все «преграды» мы с Вами до сих пор в школе. Успехов нам и нашим ученикам!.. Тема очень актуальна! Спасибо большое! Всем огромное спасибо за диалог! Большое спасибо за искренность. Спасибо спикерам за предметный разговор. Успехов всем! Спасибо! Спасибо за удивительно нужный разговор! Всем солнечного лета!!! Спасибо большое всем участникам вебинара, не забываем про своё здоровье в первую очередь! Иначе не будет сил учить наших замечательных детей. Спасибо за оптимизм всем оптимистам. Спасибо! Заряжаемся оптимизмом! Спасибо за вебинар. Очень жизненные вопросы! Просьба и предложение А. Соловейчику: создать в структуре вашего движения Совет экспертов, куда включить (пригласить сейчас) и всех сегодняшних спикеров. Спасибо за интересный разговор. Вопросов много, обсуждать их нужно будет долго, сегодня даже перечислить не успеем. Подскажите, а специалисты по финансовому праву почему отсутствуют. Все всё знают? Ого, какие спикеры! Наталью Васильевну всегда интересно слушать. Уважаю этих спикеров! С ними обсуждение будет толковым |
Разное | Что такое «хороший вуз»? Будущей зарплатой? У кого голова – тот живёт и работает на западе. К большому сожалению. Дети во все времена удивительные. А почему нет учебников в интернете? Я, как прародитель, хочу видеть учебники в интернете, по которым учатся мои внуки. Я же живу отдельно от них, но слежу за их учебой. Кудрин сказал, что средний темп роста экономики страны за последнее десятилетие составит всего 1% (https://www.rbc.ru/economics/11/07/2020/5f09bc599a794712f29975c5). Кризис будет глубже, если система образования не учитывает изменения, происходящие в экономике (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/12496-obrazovaniye-i-krizisy-v-ekonomike). Система контроля блокирует инициативу учителя для внедрения в практику методик с использованием возможностей интернета (https://nashedelo.ru/a/privesti-sistemu-upravleniya-obrazovaniyem-v-sootvet-stvii-s-zakonom-ob-obrazovanii). Изменение системы образования – это уже проблема политическая, а не экономическая (https://nashedelo.ru/a/variant-vozmojnogo-podhoda-k-reformirovaniyu-obrazovaniya_puf41elnwc). Огромные средства потрачены на реформы системы образования, а результат уходит в минус. Почему? Так надо же что-то делать! Все всё знают, все всё понимают, а результат где??? Но чиновники продолжают уничтожать образование Если бы мне дали столько денег, сколько государство тратит на ученика, я бы своего ребенка в массовую школу не отправила. Зато голосуем «ЗА». Дети лучше учатся, если их бабушки и дедушки уделяют много времени их образованию. Министром просвещения должен быть человек, который работает в школе и знает все проблемы. Прокомментируйте, пожалуйста, информацию о том, что директора учебных комплексов в Москве получают вознаграждение в виде процента от объема поступлений от платного допобразования. При этом этот процент прогрессивный, что создает мотивацию для директоров к увеличению доли платного допобразования по сравнению с бюждетным. Разве цифровое не вытекает из денежного неравенства? Сообщите, пожалуйста, в каком официальном документе закреплены права Управляющего Совета школы и его ответственность. Согласна с тем, что информацию можно взять и вне учебника. Про единые учебники – пока, слава богу, не единые. Разрешенный к преподаванию в школе перечень учебников -- более 1000 наименований. До изменений в 2019 году было 2500. Частные школы Москвы с сентября 2019 г получают государственное финансирование на каждого ребенка такое же, как и ГБОУ. При этом родительская плата за обучение сохраняется. Т.о. экономическое положение частных школ стало лучше, чем образовательных госучреждений. Сформировалось удвоенное финансирование, что позволяет улучшить условия обучения и ФОТ педагогов. Не является ли это решение Мэра Москвы с подачи Департамента образования неким "подкопом" под систему гособразования города? Какое мнение на эту тему депутата МГД Бунимовича Е.А.? Регионы выделяют на образование ровно столько, сколько разрешит Москва. Никогда костромские школьники не получат тех средств, что и школьники из нацреспублик. Российская русская глубинка остается в нищете, из нее выкачивают все соки. Хотелось бы, чтобы спикеры, по возможности, осветили вопрос финансирования школьного образования в странах, где бесплатное для семей образование находится на высоком уровне. Например, Финляндия. Какие отличия в механизмах финансирования от нас? |
Обсуждение
Юрий Никольский 28 июля 2020 09:25
Воспитывает семья, а школа дает образование. Знают ли в семьях, почему целесообразно воспитать айтишника → https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/24693-vospitay-aytishnika? Но школьное образование нацелено на воспитание книжника. Противоречие разрешимо, когда учитель и родитель находятся в одной связке → https://nashedelo.ru/a/raznoobraziye-variantov-metodik-obucheniya-kak-rezultat-initsiativy-snizu. Тогда воспитание и образование станут неразделимыми для становление личности.
Юрий Никольский 20 июля 2020 14:31
Создалось впечатление, что ждут предложений по вариантам развития образовательных процессов. Такой вариант есть на →
https://nashedelo.ru/a/raznoobraziye-variantov-metodik-obucheniya-kak-rezultat-initsiativy-snizu
Евгений Бунимович сказал, что ищут пути финансирования домашнего обучения. Предлагаю ознакомиться с финансированием образования по иным принципам. Из чужого опыта можно будет что-то позаимствовать →
https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/18306-kak-nalogi-svyazany-s-obrazovaniyem-i-v-chem-plyusy-nalogovykh-vychetov
Если по вопросу финансирования будет обсуждение, то я приму в нем участие.