Семья и школа. Говорят подростки

11 июля 2020 // Марианна Бузоева

Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 8

9 июля 2020 г. состоялась очередная еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей «Семья и школа. Легко ли быть молодым. Говорят подростки».

Свой путь вкачивает самостоятельность в нас. И бывает ощущение, что за нас уже все решили. А мы здесь никто, и зовут нас никак. 

 

Эта планерка была завершающей в серии еженедельных планерок Движения «Школа – наше дело» под общим названием «Семья и школа»:

11 июня – Семья и школа. Говорят отцы 

18 июня – Семья и школа. Говорят мамы 

25 июня – Семья и школа. Говорят учителя 

2 июля – Семья и школа. Говорят директора школ 

9 июля – Семья и школа. Говорят подростки 

Трансляцию в прямом эфирепосмотрели свыше 2000 человек. В чате было опубликовано около 600 вопросов, комментариев, реплик. Запись видеовстречи доступна:

 

В разговоре об учебе, о жизни принимали участие школьники из Москвы и Рязани: 

Майя Тимашпольская, ученица 11 класса, Школа самоопределения № 734 им. А.Н. Тубельского, г. Москва;

Николай Ананьев, ученик 9 класса, школа № 113, г. Москва;

Владислав Маслов, ученик 11 класса, Лицей № 4, г. Рязань;

Александр Смирнов, ученик 10 класса, Рязанский Свободный Лицей.

Модерировал беседу Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», лидер движения ШКОЛА – НАШЕ ДЕЛО.

 

Повестка планерки: 

  • Если бы было право выбора, я бы в школу ходил/не ходил… А зачем?
  • Что интересного в жизни? А если скука по жизни, что с ней делать?
  • Сидение за партой – достало! Идеальная школа – это…
  • Свобода согласиться и свобода отказаться. Безопасность или развитие?
  • Война миров: права подростка в цифровом мире. Гаджеты.
  • Контроль в школе. Контроль дома. Родители – друзья или еще один обрнадзор?
  • ЕГЭ. Куда после школы? По стопам родителей или свой путь?
  • Воспитание, патриотизм, идеология.
  • Возможность работать и зарабатывать… как можно раньше.
  • Разные семьи – разные возможности.
  • Моббинг, буллинг, хейзинг, кибер-буллинг.
  • Любовь

Повестка планерки составлена по предварительным разговорам с подростками из разных регионов. Участники планерки в группу опрашиваемых подростков не входили. 

В тексте ниже выдержки из разговора на планерке и совмещенный чат с разных площадок, на которых проходил прямой эфир.

 

Учеба – это подготовка к жизни или сама жизнь? Что такое для меня школа?

 

Майя Тимашпольская

Как бы тривиально это ни звучало, школа – это второй дом. Я могу так сказать про свою школу, которая научила меня находить в разных людях человека, находить в человеке человека. Я очень благодарна за это. 

Это дом, куда я могу прийти в любой момент, могу помочь кому-то, и кто-то может помочь мне. 

Сейчас уже 11-й класс. Я хотела бы ходить в школу. Я десять лет была с людьми, которые всегда меня поддерживали. Я не готова уходить. Могла бы остаться здесь еще годик. Хотя некоторые уроки меня смущают, некоторые кажутся ненужными сейчас, я все равно хотела бы остаться.

Школа научила меня находить в человеке человека.

 

Александр Смирнов

Школа – это не только место, где тебе дали какие-то знания, чтобы ты дальше пошел в университет. 

Это еще и место, где тебе помогают адаптироваться в обществе. Без школы человек бы не был человеком в нашем понимании. Люди были бы дикарями. 

 

Николай Ананьев

Для меня школа – это больше место учебы, потому что я живу нескучной жизнью и после школы у меня много всего происходит: тренировки… 

Вряд ли человек смог бы учиться без социума, дома, сидя по восемь часов перед компьютером. Это было бы сложно. 

Сложно учиться сидя дома, перед компьютером, когда учитель пытается донести что-то всему классу. Вы не имеете ничего перед глазами. Так учиться сложно. Это неэффективно. 

 

Владислав Маслов

Школа – это заведение, где человеку должны дать основной базис знаний обо всем. Без этого базиса знаний очень сложно учиться и продвигаться далее. 

Учеба без школы возможна, но она гораздо сложнее. И поскольку школа – массовое место, там ученики получают навыки социализации и поведения в группе. 

Что в школе не нравится? Иногда учителя не нравятся, иногда – отдельные предметы, которые сначала считаешь бесполезными, а потом понимаешь, что это не так. 

 

Что такое идеальная школа?

 

Владислав

Явно, моя школа не идеальна. Но нельзя достичь идеальной школы без смены системы образования.

Самые основные противоречия кроются в системе образования, а не в каждой отдельной школе. 

Например, экзамены, ЕГЭ. Учат отвечать на определенные вопросы. Каждый набор ЕГЭ – он ведь одинаковый, по сути. Нас учат отвечать на определенные вопросы вместо того, чтобы учить думать, находить информацию, учиться. 

 

Александр

ЕГЭ больше показывает, насколько ты заучил предмет, а не общие знания, так как у тебя есть некоторые задания, и ты решаешь и решаешь целыми днями. Это показатель не знания, а заучивания. Задания типичные, решаются по шаблону. А задания, где надо подумать логически – интереснее. Они развивают самого человека. Такие задания в ЕГЭ были бы хороши.  

 

Майя

Мне сдавать ЕГЭ в следующем году. Сам экзамен ЕГЭ предназначен для массы людей, совершенно разных. И самая большая проблема, как мне кажется, я чувствую это, – это то, что он ориентирован на всех, нет индивидуального подхода к каждому. И понятно, что государство, система образования не могут обеспечить индивидуального задания каждому. Но все равно, это неправильно. У каждого разные силы. Кто-то может готовиться к ЕГЭ хоть два года, а кому-то и недели хватит. 

Еще проблемы могут возникнуть, если не можешь найти общий язык с учителем. Это все субъективно. ЕГЭ не подходит сейчас…

 

Николай

Иногда оценки в школе не отражают уровень твоих знаний. Точно так же и ЕГЭ. Есть гений, который все понимает, может хуже сдать ЕГЭ, чем человек, который заучил шаблон и заучил определенный материал, чтобы сдать ЕГЭ. 

Можно заучить шаблон и сдать экзамен, но при этом совсем не знать, не понимать предмет. 

 

 

За стенами школы жизнь современнее, чем в школе. Гаджеты – это помощь? Они нужны? Если их в школе отбирают, это нормально?

 

Владислав

Когда у нас начали собирать телефоны в школе, первая реакция была: «Почему? Его зря изобретали? Почему я не могу посмотреть ответ, на интересующий меня вопрос?» 

Но когда мы из-за коронавируса перешли на дистанционное образование, и никто уже не мот забрать телефон, и у меня были ответы на все вопросы, которые меня интересуют, я понял, что учиться стал гораздо хуже. 

Потому что я этот ответ мог в любой момент посмотреть, а не выучить. Да, в целом, лучше телефон отбирать. Но надо еще и учить им пользоваться тоже, потому что в интернете очень сложно найти достоверную интересующую тебя информацию. Как оценить ее? Как понять, правильная она или нет? Этому тоже надо учить.

 

Александр

Не кажется ли странным, что нужно учить то, что можно посмотреть? Почему какие-то вещи надо знать, независимо от того, есть они в Интернете или нет?

Это выбор каждого человека. Почему бы не пользоваться гигантской библиотекой книг, учебников, другой документацией, если все находится у тебя в маленьком устройстве? Но с другой стороны, человек расслабляется, думает, что все можно посмотреть у себя в телефоне или на компьютере. Но если доступа к устройству не будет в нужный момент? Лучше все знать. 

 

Майя

Не нужно будет забирать гаджеты, когда учитель находит диалог с учениками… Это неплохо, когда люди используют гаджеты, когда это нужно. На уроке учитель с вами разговаривает, просит посмотреть или найти ответ на какие-то вопросы, используя интернет и разные источники информации. Это уместно. 

Когда сидишь играешь в гаджете во время «ненужных» уроков, – это не очень хорошо. Какая-то этичность должна быть. 

Если уж использовать гаджеты, то надо учить ребят искать информацию. Нужно учить использовать гаджеты по назначению, а не просто играть на уроке. 

 

Николай

Соцсети? Если я не могу встретиться с человеком, если он в другом городе. Мне лично такой формат не совсем удобен. Когда вы переписываетесь через соцсети, вы не видите самого человека, не понимаете, как он это говорит, с какой интонацией… Это личное дело каждого. Если кому-то так нравится, я не могу его осуждать. 

 

 

Участие в управлении школой

 

Майя

Возможность всегда есть. Вопрос, как ты ей воспользуешься. Если человек сидит грустный, не такой, как всегда, можно подойти и спросить: «У тебя все нормально?»

У нас в школе есть Суд чести. Называется «суд», но на самом деле это медиаторство. Есть третий человек, который помогает решить конфликт. Если не находишь помощи у учителей, одноклассников, можно обратиться в Суд чести. Конфликт всегда решается в школе спокойно, как мне кажется. 

 

Александр

Я в школе являюсь диджеем. Так вношу свою лепту в некоторые школьные мероприятия. 

 

Николай

У нас в школе есть дополнительные мероприятия. У нас есть театр. Каждый год каждый класс ставит спектакль. А потом в один день мы ставим спектакли, над которыми работаем несколько месяцев.

Школа должна быть предназначена для раскрытия человека, чтобы он нашел себя в жизни.

Школа должна помогать ребенку увидеть, к чему он предрасположен. Увидеть способности и развить их. 

 

Владислав

Школьные предметы? Нужно ли учить всё?

В современном мире многие предметы перекликаются между собой. Чтобы что-то знать в одной науке, надо знать это и в других науках. 

Чем больше пытаешься узнать что-то определенное, тем больше нужно знать всего остального. 

 

 

Что делать, когда скучно?

 

Александр

Такое бывает постоянно. Обычный день состоит из нескольких аспектов. И это повторяется каждый день. Конечно же, из-за этого становится скучно. Нужно прерывать однообразие и рутину. Нужно выходить на улицу, делать что-то отличное от школьных занятий. Надо уметь отдохнуть, чтобы не было скучно. 

 

Майя

У меня такое было. Довольно долго. Где-то полгода я была в этом состоянии постоянной скуки. Выход из этого – смена деятельности. Мы начали в школе делать новый проект, и стало гораздо интереснее. Если просто добавлять нотки креатива, то становится намного легче. 

В школе, наверное, не видишь, сколько работы успеваешь сделать за все 11 лет. Ты живешь в своем темпе и не замечаешь этого, не рефлексируешь. 

Когда осознаешь, сколько работы проделал, становится легче, вся скука пропадает. Ты заряжаешься на что-то новое, и у тебя, правда, есть какой-то энтузиазм. Работа – для меня это выход. 

 

 

Перспектива будущего или страх перед будущим

 

Майя

Мне папа говорит: «Если сильно хочется, то сможется». Если ты очень хочешь жить как Робинзон Крузо, ты сможешь жить как Робинзон Крузо. Если я хочу стать режиссером, я буду работать, я буду трудиться. Я не буду смотреть только на свою школу, я буду выходить из своей зоны комфорта. Я начну что-то делать. 

 

Александр

Неизвестность всегда будет. Это один из аспектов жизни. 

Бывает так, что у тебя какие-то планы, ты чего-то ждешь, а этого не происходит. Становится грустно. Поэтому стараюсь особо не задумываться о будущем, хотя иногда бывает…

 

Николай

Начинаю чем-то заниматься, а потом понимаю: не мое. Такое бывало. Я тогда оставлял это дело. Если я не хочу, я не буду этим заниматься. 

А если что-то мне интересно, я в это погружусь и буду этим заниматься. Каждый человек решает сам за себя. Если он чего-то хочет, он этого достигнет. 

 

 

Жить как мама и папа или идти своим путем? 

 

Александр

У меня мама учитель истории и географии и журналист, а отец – стоматолог. А у меня технический склад ума, я хочу пойти в IT. 

Свой путь так вкачивает самостоятельность в ребенка, что понимаешь, что нужно для прохождения этого пути, и становишься взрослее не только физически, но и духовно, морально. 

Я разобрался только со сферой деятельности, с профессией еще не особо. 

 

 

Воспитание, давление, тотальный контроль…

 

Владислав

Очевидно, что нас воспитывают как родители, так и школа и весь социум, который нас окружает. 

Мы воспитываемся примерами наших сверстников, родителей, друзей. В этом плане на нас идет определенное давление. Но не всегда оно умышленное, и не всегда есть какая-то определенная цель. Давление есть, цель – не всегда. 

 

Александр

Мама помогает мне определиться. Предлагает поучаствовать в каких-то конкурсах, предлагает курсы… 

А воспитание как человека – это у меня уже прошло, в самом детстве. Сейчас просто наставления.

 

Николай

Никаких проблем нет. Контроля нет. У некоторых, конечно, может быть тотальный контроль… Мама хочет, чтобы мне было хорошо и чтобы в будущем было хорошо. Она мне советует: «Было бы хорошо… Ты бы мог делать лучше… Но если тебе не нравятся эти предметы, ты делай, то что ты хочешь…» Человека бесполезно заставлять делать то, что он не хочет. Если он не хочет, он и не будет делать. Человек решает сам за себя, и никто за него не решит ничего. 

Человека бесполезно заставлять делать то, что он не хочет.

 

 

Иногда тяжелые отношения между детьми в школе…

 

Александр

Кибербуллинг – это стало частью поп-культуры. Есть мемы. Любители мемов, подписчики в шутку оскорбляют администраторов, создателей мемов. Это не совсем кибербуллинг. Это может быть какой-то тролль… Если это что-то смешное, то почему бы не посмеяться. Но только если это не унижение человека в интернете…

С унижением человека в интернете надо бороться, даже если сейчас и говорят, что интернет – это свободный мир, где нет правил. Подростки, могут взять это за основу жизни, либо же их могут загнобить в интернете, и их самооценка понизится… Эти вопросы надо контролировать, чтобы не сломать судьбу человеку.

 

Майя

Я сталкивалась в школе, в младших классах. Всегда бывает паренек или девочка, которого все травили. Я не помню, что я делала в таких случаях… А вот кибербуллинг – большая проблема. Недавно в сетях было… Паблик, где выкладывали фотографии разных девушек, которые показались какими-то не такими мужчинам-сексистам. Есть мужчины, которые против женщин в принципе. Это очень большая проблема, потому что людей преследуют. Это вопиющий случай. Группу заблокировали ВКонтакте. Я очень обрадовалась. Вот эта ненависть, она как будто появляется из ниоткуда. Легко собирается. Это есть. С этим надо бороться. Хотя бы самому никого не травить. 

Всегда бывает девочка или паренек, которых все травят.

 

 

А что не устраивает в мире? Что хотелось бы поменять?

 

Владислав

В целом менять нужно много всего, потому что много противоречий в обществе, которые невозможно разрешить экономикой, нашей современной властью, нашей современной политикой. Нужно менять на что-то более прогрессивное. 

 

Майя

Я считаю себя оппозиционных взглядов. Меня очень многое не устраивает в государственном строе, в этой системе. 

Есть ощущение, что за нас уже все решили. А мы здесь никто, и зовут нас никак. 

Думаю, что у многих есть такое ощущение.

 

Александр

Один из примеров – голосование за внесение изменений в Конституцию. Большая часть населения была против, но каким-то образом семьдесят с лишним процентов были за. Понятно, что это не особо честно. Власть сама говорила, что голосование проводилось не по всем нормам. Это низко.

 

Владислав (Хотел бы заниматься политикой)

Мне политика интересна. Я читаю много книг на политические темы, скорее, экономические. Экономика с политикой – это абсолютно неразрывные вещи. Политика без экономики бессмысленна. Сначала нужно понять, что на что нужно менять, а потом уже идти к этому. 

 

 

Достаточно ли учиться в школе, учиться по учебникам для того, чтобы выучиться, сделать жизненный выбор?

 

Александр

Учителя в школе могут заинтересовать учеников предметами. Если им будет интересно, то они сами будут дальше обучаться. Это выбор учеников, учиться или нет. Учителя могут наставить, посоветовать. Ты можешь их поспрашивать… Основную часть делает ученик. 

Учителя могут наставить, посоветовать. Основную часть делает ученик.

 

 

Самостоятельная жизнь. Возможность самому заработать денег

 

Майя

Я работала два года подряд. Сначала в 14 лет, потом в 15. Летом работала. Мне кажется, что это очень здорово, потому что начинаешь что-то делать сам. Я работала курьером. Мне это показалось очень интересным опытом. В 18 лет впечатление было бы не то.

А в 14 – я сама зарабатываю деньги! Можно у родителей ничего не просить. Я хочу, чтобы это как-то регулировалось, потому что с трудоустройством очень сложно. Я знаю, что есть много людей, которые также хотят работать. Поэтому если бы это как-то регулировалось, было бы чудесно. 

Наше поколение довольно самостоятельное. В 14 лет многие бы работали бы с удовольствием.

 

 

Что вы ждете от предстоящего 1-го сентября?

 

Владислав

Лично я хотел бы вернуться в школу, потому что учиться по удаленке – это невыносимо. Без школы нельзя.

 

Александр

Это все равно был очень интересный опыт. Ты утром встаешь, идешь за компьютер и работаешь. Это готовит тебя к взрослой жизни, особенно тех, кто будет работать из дома, те же айтишники, фрилансеры. Не особо удобно. Уроки довольно короткие, перерывы между ними большие… Домашку задают много. 

На Последний звонок у нас был стрим. Мы показывали видео, которые были сделаны учениками школы. Если все ухудшится, то 1-го сентября придется повторить этот опыт. Интересно, хоть и неудобно.

 

 

Книги читаете? В планшете или на бумаге?

 

Майя

Либо аудиокнига, либо бумага. В телефоне не могу читать. Мне удобно слушать, когда я что-то делаю. Тогда я концентрируюсь на книге. На карантине я вязала произведения Достоевского. Так я прослушала Достоевского. Не всего, конечно – «Преступление и наказание». Мне было очень здорово. Рада, что есть такая возможность. 

 

Александр

Планшеты для чтения не нужны. Они постепенно пропадают. Контент, который сейчас есть в интернете, приспособлен для телефонов с большой диагональю. 

Телефоны сейчас по размеру как планшет. Поэтому планшеты постепенно умирают. 

 

Николай

Я слушаю аудиокниги в большом количестве. Читать через планшет неудобно. Глаза устают, и я не люблю так читать. А книги, которые я читаю, нужно идти покупать в магазин или идти в библиотеку, что я тоже не очень люблю… Поэтому я слушаю много книг. А если в интернете нет, я нахожу ее. 

 

Владислав

Я либо в бумаге, либо электронные книги читаю. 

 

 

Какую книгу можете порекомендовать?

 

Владислав

Я читаю в основном научную литературу. 

 

Майя

Федор Михайлович Достоевский. Это должен прочитать каждый. Про сочувствие, про любовь и про то, как человек меняется.

Я сначала читала «Идиота». Потом шла по школьной программе. Я хотела это прочитать. 

 

А какой фильм, на ваш взгляд, нужно посмотреть?

 

Александр

Фильм прошлогодний. Называется «К звездам». Это интересная картина. Спойлерить не буду. Его надо посмотреть. Советую всем. 

 

Владислав

«Кролик Джоджо». О влиянии пропаганды на детей. Этот фильм должен посмотреть каждый, чтобы осознать, насколько это страшно и опасно. 

 

Николай

«Выстрел в пустоту». Фильм был снят лет 5-10 назад. Но это фильм не для всех. Там есть и грубые моменты. Такой фильм… жизненный. 

 

А какие сериалы?

 

Александр

Из обычных сериалов очень классный «Чудотворцы». Он немного сатиричный, комедийный. Он тоже не для всех.  Там ангелы-хранители в раю следят и управляют тем, что на земле.

 

Майя

Комедийный сериал – «Офис». Его смотрят вообще все. Это мой любимый комедийный сериал. Из серьезного? «Рассказ служанки».

 

Любовь. Что такое любовь? 

 

Александр

Это именно с духовной стороны или биологической?

Я пока не сталкивался с этим чувством, только человек мне импонировал… Может быть, я еще зелен для этого? Для меня это пока неизвестно. 

Про любовь в фильмах – идеальная ситуация. В жизни совсем не так. 

 

Владислав

Я очень люблю. Но из-за школы мне приходится прерывать отношения, и это очень сильно мешает. Я очень люблю спать. И школа очень сильно мешает этому. Прямо невыносимо!

 

Майя

Это любовь между двумя людьми или любовь к жизни?

Пока не случилось, но мечтаю. 

 

 

Легко ли быть молодым? Или уже хотелось бы поскорее вырасти? 

 

Владислав

Молодым быть нелегко.

Молодым быть нелегко по той простой причине, что у тебя появляется ответственность, но при этом у тебя не появляется никаких новых прав. 

Из-за этого сложнее становится. Взрослеть не очень хочется. Хочется, наоборот, назад в детство, когда вообще никакой ответственности нет. 

 

В ходе прямого эфира на всех площадках работал чат. Участники чата – учителя и родители. Ниже – совмещенный чат с разбиением на категории.

Система образования

 

Содержание образования

Раньше была другая система образования, сейчас новая, согласно запросам современности...

Да, я согласна. Приходится перестраиваться, а многие не хотят и начинают ругать ЕГЭ, чиновников, детей, родителей. Кто-то работает, а кто-то ищет оправдания.

Что вы хотели бы поменять в содержании обучения?

Добрый день, интересные правильные вопросы нашей замечательной молодежи и их ответы заставляют о многом задуматься наше государство.

По каким предметам учебники вас не устраивают категорически?

Чтобы было интересно учиться, нужно изменить содержание обучения, чтобы формировать компетенции, необходимые для дальнейшей жизни, а не просто «впихивать» знания в учеников. Ведь ЕГЭ тоже контролирует знания, а не умения применять эти знания при решении.

На знамени учителей школы написано: «Учим не для школы, а для жизни». Как вы думаете: школа реализует эту цель?

Не то, что нет проблем, а быстрее не видят тех проблем, которые связаны с обучением. Обучение оторвано от жизни, что является причиной отсутствия проблем в диалоге.

Начинать с государства, которое должно предоставить работу, престижную и хорошо оплачиваемую, а не как работа нищего учителя...

Политическая тема волнует, но она не связана с образованием. Если есть проблемы там, в стране, то почему их нет здесь, в школе?

Экзамены

Почему бы не вернуться к обычным экзаменам в вузе?

Молодцы ребята! Натаскивание на ЕГЭ, вот это мы и видим!

Сейчас у ребят больше возможностей при поступлении.

Сейчас дети из глубинки имеют возможность поступать и в московские вузы, и в любой другой. Раньше этого не было.

Для того, чтобы не думали, что их натаскивают на ЕГЭ, есть еще самообразование.

Ребята, вы сдаете предметы по выбору, мы в свое время сдавали все, у нас не было выбора, а экзамены сдавали только в один вуз.

Я поняла, что ребята против ЕГЭ? Они за классические традиционные экзамены?

Нет уже таких экзаменов, построенных исключительно из заданий по шаблону. Есть развернутые ответы, сочинения не только в экзамене по русскому языку... 

Современные дети не знают, какими были экзамены раньше. 30 билетов, в каждом по 2 вопроса. И всё. Разве это дает объективную оценку знаниям ученика? И да, у нас выбора не было. Нет у тебя способностей к химии вообще, она не нужна будет тебе в вузе.

Вы хотите сказать, что мы сдавали экзамены по билетам (30 билетов по 2 вопроса, а у нас было по 3 вопроса) и не получали прочных знаний?

Мы получали прочные знания, я не спорю, но как бы ни ругали ЕГЭ, добросовестные учителя все равно готовят к экзаменам в большем объёме, чем нужно. Если ребенок интересуется, то я этому только рада и буду с ним бесплатно сидеть после уроков и что-то новое объяснять.

Каждый год на ЕГЭ задания усложняются, поэтому говорить о обычном «натаскивании» я думаю нельзя, хотя отработка разных заданий в какой-то мере есть натаскивание по темам.

Больше возможностей при ЕГЭ – это иллюзия. Как и раньше нужны хорошие учителя в школе и хорошие репетиторы. Далеко не все школы в стране таковы. Да и методы оценивания одного и того же результата ЕГЭ в Москве и в глубинке разнятся, к сожалению.

Нужно ребятам дать возможность выбора, в какой форме сдавать выпускные экзамены. Если поступаешь в вуз – сдавай ЕГЭ, остальным школьный уровень экзаменов (по билетами и контрольным, как было раньше).

Некоторые вузы дают свои входные экзамены. Если у ребенка невысокие баллы по ЕГЭ, он может сдать ДВИ.

Гаджеты

 

Дистант

Отбирать нельзя!

На уроках телефоны не нужны.

С запретом телефонов на уроках я согласна.

Телефоны нужны в том случае, если учитель планирует использовать гаджеты на уроке. Многие не хотят этим заниматься, т.к. нет навыков или лень, или еще какие-то причины.

Я считаю, что во время контрольных работ нельзя пользоваться гаджетами. Но иногда, во время дискуссии просто необходимо заглянуть в словарь, например, чтобы узнать значение слова. Особенно малознакомого или иностранного.

Правильные слова об интернете. Нужно думать.

Представьте себя в 5 классе. Учитель – классный руководитель – ни вас, ни родителей не знает. В этом случае как вам дистант?

О каком дистанте для первоклассников можно говорить?

Лучше читать на бумажном носителе.

Моё мнение насчёт планшетов – отрицательное. Что делать?

Дистантом можно заменить лишь 10 % образовательного пространства. А остальные 90 % – это живое общение и живые уроки в классах.

В аудиокниге сложно найти нужный фрагмент. На уроке, например.

В конце 9 или 11 класса часто задаем вопросы детям: «Что запомнилось вам за все школьные годы?»  Один из ответов: «Линейка 1 сентября!!!»  А что скажут первоклассники этого учебного года?

Раньше по радио транслировались чтение небольших литературных произведений или театральных постановок.

Аудиокнига не даёт визуальный образ слова. 

Будем надеяться, что 1 сентября все же будет!

И мы верим, надеемся, что 1 сентября встретим своих ребят в школе!!! До новой встречи!!! Спасибо!

Что дети ждут от 1 сентября?

Хотели бы вы продолжать обучение онлайн или хотели бы вернуться к контактному обучению?

Жизнь хороша в разнообразии. В одном пакете: школа, дополнительное, онлайн.

РодителиКак найти контакт с родителями?

Знания

Учеба

Школьные предметы

Школа

Учитель

Ребята, опишите, пожалуйста, идеальную с точки зрения подростка школу. Если допустить, что у вас нет необходимости сдавать ГИА и ЕГЭ – какие занятия могли бы в такой школе быть, с кем и как вы бы там проводили время?

Я поддерживаю ребят, которые хотят идти в школу.

Знать всего невозможно!

Прелесть образования не в том, как быстро ты с помощью поисковой системы в интернете найдешь ответ, а в понимании сути предмета, проблемы, задачи...

Да, нас в Ленинградском институте точной механики и оптики тоже учили не учить наизусть, а понимать, где найти нужные сведения. Но быть полностью зависимыми от интернета – это жуть!

Понадобятся все предметы! Все, что где-то учишь – обязательно пригодится. Ненужных уроков нет!

Интересно, какие предметы бесполезные и почему?

Считаю, что обучать два языка или один нужно по выбору. Два иностранных языка + русский, не все ученики справляются.

Я преподаю немецкий язык как второй иностранный. Как ребята относятся к двум иностранным языкам в школе как к обязательным предметам?

Многие предметы просто взаимосвязаны. Ребята это хотели сказать

Правильно, цели должны быть реальными.

Ребята, а какие предметы вы хотели бы выбрать в 10 классе? 

А ты правда учишься? Или списываешь с гдз?

Это зависит от ведущего канала восприятия. Люди с плохим зрением познают мир через сохранные системы восприятия, они отчасти вынужденно могут стать аудиалами. Аудиалами аудиокниги, визуалам – книгу онлайн, кинестетикам – печатный вариант.

Не соглашусь с вами. Именно распространение визуального контента практически свело на нет воображение.

Читать надо, очень полезно.

Да, зрительная память важна, но хорошо, что есть вариативность.

Знаком ли вам предмет «Основы функциональной грамотности»? 

Ребята, информация – это не знание. Знание должно быть присвоено, а получив только информацию в Интернете, вы её сразу забудете.

Мои вузовские преподаватели по математике разрешали пользоваться любой справочной литературой на экзамене. Мы должны были доказать понимание сути того, для чего формулы. В результате из нашей группы вышли академик и два доктора математических наук.

Прозвучала интересная фраза: «Когда играешь во время ненужных уроков...». Хотелось бы задать вопрос нашим юным собеседникам, а какие уроки для них ненужные? Какие уроки они исключили бы из школьной программы? 

Школа должна развить? Или помочь найти направление для дополнительного образования?

Многие педагоги обеспокоены проблемой отсутствия учебной мотивации у учеников. Ученики эту проблему озвучивают как «учиться скучно». Что должны сделать учителя, чтобы учиться стало интересно? Пара советов от наших собеседников.

Каким должен быть учитель, чтобы соответствовал их требованиям? Спасибо. 

Идеальный учитель. Кто он? Мнение наших собеседников.

Деньги

В 16 лет быть богатым – это «золотая молодежь».

Как с деньгами? Зарабатывают сами или родители дают?

Подросткам хочется иметь свои личные деньги, а возможности заработать нет. Не у всех родителей есть возможность дать на карманные расходы.

У нас есть законы, регулирующие работу несовершеннолетних! Работодателям эти законы не удобны! Поэтому они и берут на работу деток по «черному».

Для подростков, кто хочет работать, легализована данная возможность, через центр занятости (МФЦ).

Могли бы вы стать волонтёрами? Работать бесплатно?

Я знал девушку. Уехала волонтером в составе международной группы во Францию. Сейчас работает в Чехии. Волонтерство – практика жизни и контакты. В нашей стране возможно подобное? 

Любовь

Научиться любить – важная задача любого человека.

Если научиться любить, то научишься и быть счастливым.

Человеколюбие – вот важная задача и начинать надо с себя.

Задача важная – научиться любить…

Девушки родимые, милые мои, 
помните пожалуйста правила Любви. 
Еще в ранней юности пылкою мечтой 
образ друга милого вытките мечтой. 
Чувства материнские с чистою мечтой 
гармонично сшейте мыслью золотой…

Такой простой вопрос… И такой сложный. Ответа нет.

Про роль женщин и мужчин, что думают о роли мужчины и женщины в обществе?

Что думают о роли мужчины и женщины в семье? 

Да, о роли мужчин и женщин в обществе? Насколько считают, что они изменились? Что об этом думают? 

Роли мужчины и женщины не изменились, они просто, как и сама школа, в духе современных технологий :)

Про традиционные роли мужчины и женщины в обществе? И что об этом думают?

Нужно ли в школе так называемое «семейное воспитание»?

Традиции нашего народа очень важны.

Раньше был предмет «Этика и психология семейной жизни».

Патриотизм

И что понимают ребята под словом «патриотизм»?

Воспитывается ли патриотизм на уроках истории? Достаточно ли информации на этих уроках о Великой Отечественной войне? Не поздно ли начинают изучать этот период в школе?

Не патриот своей страны – это находка для шпионов и потенциальные предатели.

Желание улучшить свою страну – это патриотизм.

Это теперь решит патриотическое воспитание!

Вопросы всем

Подростки «зажатые» в разговоре,.. возможно, стесняются.

Очень интересный вебинар, замечательные ребята! Удовольствие слушать их! Спасибо организаторам!

Я уверена в том, что в каждой школе есть такие замечательные ребята.

Как проходил отбор ребят на этот вебинар?

Мне тоже интересно, как ребята попали на вебинар, как их подбирали?

Мне кажется, что эти ребята не боятся будущего, они рассуждают по-взрослому.

Думаю, что все ребята из достаточно сильных школ: лицеи, школа Тубельского. Только школа № 113 – обычная, но достаточно известная в Москве. Ребята рассуждают и не боятся выражать свое мнение, значит, их все-таки научили этому в школе.

Вопросы, важные для всех. Каждый из ребят обладает очень ярким чувством собственного достоинства

Очень думающие, развитые ребята, умеющие размышлять, выражать свои мысли. Приятно слушать.

Юмор подростков больше черный, чем светлый.

Какие формы работы на уроке ребята считают интересными и действительно обучающими? Что считают устаревшим? Отношение ребят к программе по литературе и вообще к чтению классики и других книг? 

Ребята спасибо! России быть!

Актуальные темы подняты в разговоре. Соловейчик А.С. умело выводит подростков на разговор. Ребята просто замечательные. Хотелось бы узнать, как именно они попали на вебинар?

Ребята, спасибо! Какие предметы вы считаете бесполезными?

Устами подростка глаголет истина.

Влияет семья, ежедневное общение родителей с детьми, понимать их, помогать детям (это огромный труд), соответственно и дети думающие...

Дети молодцы, не боятся озвучивать мнение взрослых

Как считают ребята, ИЗО нужно преподавать в средней школе?

Спасибо ребятам за такие содержательные ответы.

Как современная молодежь относится к классике (литература и музыка)?

Как ребята относятся к обязательному ЕГЭ по иностранному языку в 2022?

Какие книги сейчас читают эти ребята?

Вопрос к ребятам. Сейчас в связи с пандемией становится популярным движение волонтеров. Хотели бы они попробовать свои силы в волонтерстве? И был ли такой опыт?

Кто-нибудь из этих ребят хочет стать учителем современной школы?

Сегодняшние участники вебинара молодцы! Их очень интересно слушать. Ребята, вы супер!

Дети умненькие, очень интересны их рассуждения. Главное, что все они за обычную не дистанционную школу. Это похвально. А вот что почти не читают, я думаю это влияет на грамотность. Ведь когда читаешь, работает и зрительная память.

Интересно послушать ребят, так как соскучилась по своим ученикам, по разговорам с ними.

Спасибо за аудиообщение. Собеседники привлекают своей смелостью. И как умело разговор о книгах перевели на фильмы.

То же интересно узнать про блогеров? Как к этому относятся, и кто из них интересен?

Мне нравятся рассуждения и мысли ребят. Но хотелось бы услышать ребят заурядных, их мнения мысли.

Анна, не согласна с вами аудиокнига даёт представление об образе, ребята могут включить свою фантазию, тембр голоса к конкретному герою книги тоже дает образ.

Большое спасибо ведущему и ребятам за их ответы.

Хотелось бы, чтобы после эфира ребята ответили на ютубе на наши вопросы по возможности. Чат же можно будет найти под видео после трансляции?

Спасибо за очень интересное мероприятие. Спасибо Артему за организацию такого общения. Ребята ориентируются во многом. Спасибо им.

Нужно наслаждаться своим возрастом, чего ребятам и желаю.

Ребята, у вас всё впереди! Вы молодцы! Дерзайте! Читайте! Любите! Открывайте себя! Успехов вам в жизни! Всё в ваших руках!

Ребята, Артём Симонович, спасибо Вам всем за интересный, откровенный и умный разговор!!! Ожидания оправдались...  Пусть у Вас всё сложится. Спасибо!

Любите, цените, уважайте себя. Только такой человек способен любить, ценить и уважать других.

Спасибо, замечательный вебинар! Ребята – молодцы! Очень интересные взгляды.

Ребята, спасибо! Вы молодцы, порадовали своим интеллектом, приятным общением.

Всем ребятам огромное спасибо за их мнения и ответы, всем желаю удачи, исполнения мечты и позитива в дальнейшей жизни! Спасибо!

Ребята славные. Успехов в дальнейшей жизни.

Спасибо дорогие ребята за встречу, удачи вам во всех ваших начинаниях.

Это здорово, что дали слово подросткам, их слышали и слушали педагоги, родители, думаю, что и одноклассники. Диалог нужный. Ребятам спасибо за честный и прямой разговор.

Спасибо большое!!!! А ребятам хочу пожелать: пусть у вас все будет хорошо!!!

Спасибо и ребятам, и всем участникам за общение.

Спасибо за прекрасную встречу. Спасибо ребятам и их родителям. Удачи вам!

Большое спасибо за серьезный разговор! Ребятам удачи и успехов!

Благодарю Вас, Артём Симонович, за актуальную тему для обсуждения и Ваши выводы. Спасибо Майе, Владиславу, Александру, и Николаю.

Низкий поклон за замечательные беседы. Спасибо ребятам. Я убедилась еще раз, что дети не безразлично относятся к жизни. А значит у нас есть будущее. 

Ребятам успеха в жизни! Сделать правильный выбор! Спасибо Вам, Артем.

Спасибо огромное! Все спикеры молодцы! Говорили искренне!

Спасибо за интересный вебинар. Ребята молодцы! Пусть у них все будет хорошо! Так держать!

Спасибо большое за эту добрую встречу. Ребята замечательные! 

Ребята вы молодцы! Счастья вам!

Спасибо ребятам за искренность!

Благодарю. Ребятам солнечного лета и классных каникул. Всем крепкого здоровья.

Являются ли членами молодежной организации?

Подростки озвучивают свое мнение, мы не знаем, что или кто повлиял на формирования такого взгляда. Молодцы! Не боятся говорить, что думают.

Спасибо и детям, и родителям, и учителям.

В школу кто-нибудь идет работать?

Кто из блогеров вам интересен?

Отмена ЕГЭ может освободить 2-3 часа в день, которые уходят на занятия с репетитором. Куда бы вы их потратили? 

У этих ребят нет проблем! Их решают родители. Им легко быть молодыми!

Ребята не назвали ни одного российского сериала. «Искусство по-прежнему в долгу» (Покровские ворота)

Ребята! Счастливой школьной жизни!

Вы молодцы! Мы спокойны за нашу молодёжь!

Актуальная тема. Ребята высказывают интересные мнения.

Детям сейчас очень сложно и учиться, и просто жить. У них очень много «взрослых» проблем. Пусть все, о чем они мечтают, сбудется. И все будет хорошо! Удачи!

Разговор серьёзный, сложный, нужный. Молодцы, ребята! Спасибо организаторам!

Майя Тимашпольская

Согласна с Майей, верно говорит.

Молодец, Майя. Школа медиации – то, что надо.

Майя, умничка!

Майя точно сказала.

Тимашпольская Майя – респект!

Майя права, сейчас молодежь самостоятельная и многие хотят работать.

Майя, все еще впереди.

Замечательная девочка, способная понять Ф.М. Достоевского!

Владислав Маслов

Да, Владислав – молодец! Междисциплинарный подход в современном мире – это очень важно.

Владислав, как приятно слушать тебя и чувствовать твою зрелость и свободу!!!

Да, Влад, менять нужно многое.

Согласна с Владом. Молодец!

Влад, молодец... главное понять, что на что менять!

Александр Смирнов

Умничка, замечательно сказал.

Александр, у тебя взрослый взгляд на жизнь. Это здорово. Ты молодец!

 

Николай Ананьев

Абсолютно согласен с Николаем: контактное общение ничто не может заменить

Николай, да, заставлять бесполезно, но почему-то делаем это снова и снова. Не все дети такие, как ты. Спасибо за откровенность.

Вебинар

Хотелось бы ещё послушать и «середнячков» и «двоечников», и неформалов – их много, мы их учим (пытаемся), а что думают они – интересно.

Да, с Вами согласна, надо слушать разных ребят.

Согласна, хотелось бы послушать и других учеников.

Вот вам и тема следующего вебинара.

Артем Симонович, с кем из участников вебинаров Вам было сложнее общаться? Я имею ввиду родителей, учителей, директоров и подростков.

Интересно было бы послушать учащихся из разных регионов и школ различного уровня.

Спасибо за поднятые на вебинаре вопросы 

Темы для обсуждения были очень интересны и значимы на сегодняшний момент. Хотелось бы для обсуждения иметь более широкую аудиторию подростков.

Артем Симонович умеет правильно задать вопрос.

Интересные темы…

Спасибо за интересный, живой, откровенный разговор. 

Спасибо за приятный «классный час», которых мы лишились два месяца самоизоляции.

Да, мы вместе, и в этом наша сила. Мы разные, и в этом наше богатство!

Очень интересный вид общения. Спасибо за откровенную беседу.

Спасибо всем за разговор. Артем Симонович, Вы делаете большое дело.

Очень интересный пример о сторителлере. Артем Симонович, спасибо Вам!

Спасибо за забытую в школах педагогику!!!

Спасибо родителям и учителям!

Артём Симонович, отправьте нас в отпуск... Сами мы не уйдём, пока будут такие, вернее, Ваши, вебинары!

Хорошая идея – семья и школа глазами подростков.

Разное

Мудрый уклад жизни, глубоко продуманные обычаи, праздники, порядки могут воспитывать и обучать? 

Сначала необходимо знать, а потом рассуждать. Звучат даже нотки осуждения. 

Нужны ли классные часы и воспитательные мероприятия (с сентября 2020 классные руководители пишут программу воспитательной работы)? Как часто? Темы?

Тематический классный час раз в месяц.

Жаль, что сейчас этого конкурса не проводят! Почему прекратили?

 

 

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Екатерина Скородумова 20 июля 2020 15:38

Интересно: я пропустила в эфире начало, не слышала представления участников. Слушая ответы, подумала о том, что Майя говорит как выпускница Школы Тубельского, в каждом ответе чувствовалось авторство, самоопределение, и при этом принятие разнообразия. Сейчас посмотрела текстовую версию и поняла, что я угадала)). Это демонстрирует какое огромное влияние на личность оказывает школа - она ощущается в мировоззрении, в суждениях. Спасибо за выпуск.

Юрий Никольский 13 июля 2020 10:34

В дополнение к теме о новом поколении -> http://genz.style.rbc.ru/article-11.html?utm_source=rbc&utm_medium=main&utm_campaign=pokziri20sp-a11-brain-m

Другие публикации автора

Поделиться: