Аналитическая справка: нарастающие риски откладывания ведомственных решений по ОГЭ-2020
ОГЭ – основной государственный экзамен, который сдают школьники в конце 9-го класса для получения аттестата об окончании основной школы для перевода в 10-й класс или поступления в колледжи (СПО).
ЕГЭ – единый государственный экзамен, который сдают выпускники школы в конце 11-го класса для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании и для поступления в вузы.
Увеличивающаяся неопределенность со сроками окончания пандемии коронавируса требует от Минпроса незамедлительно принять управленческие решения по вариантам изменений в процедурах ЕГЭ и ОГЭ с учетом сложившихся обстоятельств.
Проблемы с ЕГЭ-2020 уже в поле публичного обсуждения. Но не менее серьезная проблема с ОГЭ-2020.
В 2020 году более 1,3 млн школьников завершают обучение в основной школе (9 класс).
В штатном режиме прием в колледжи и техникумы в 2020 году осуществляется на основании аттестата об основном общем образовании (п. 4 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Чтобы получить этот аттестат, надо завершить обучение в 9-м классе без двоек и успешно сдать четыре экзамена в формате ОГЭ, два из которых обязательные – русский и математика (Приказ МОН РФ от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).
По состоянию на сегодня Минпрос в ситуации неопределенности со сроками и сценариями развития эпидемии коронавируса обнародовал решение оставить в процедуре ОГЭ только два обязательных экзамена и обещает в ближайшее время определиться со сроками их проведения.
Правовые вопросы
Правильно ли, что отмена двух экзаменов ОГЭ происходит на основании писем министерств, распоряжений глав муниципальных образований (как учредителей) и далее по цепочке без внесения изменений в первоначально федеральные документы?
Является ли аттестат, полученный в нарушение указанных норм, действительным?
В какой форме будут проведены обязательные экзамены за курс основной школы в случае отмены ОГЭ?
Удастся ли региональным органам исполнительной власти, образовательным организациям разработать и утвердить необходимую нормативную базу (положения, распоряжения, приказы) в сжатые сроки в соответствии с п. 5 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
Процедурные вопросы
Вероятность, что школы можно будет открыть для учеников в июне-июле уменьшается. Но даже если все-таки два обязательных ОГЭ будут проводиться и рано или поздно ученики будут допущены в школы для прохождения ОГЭ, смогут ли директора школ оперативно обеспечить нужное количество аудиторий в соответствии с изменившимися санитарными требованиями?
Если придется уменьшать число экзаменуемых в аудитории для соблюдения безопасного расстояния между ними, когда и как обучить дополнительное число организаторов экзаменов?
Будет ли в случае необходимости обеспечено достаточное количество масок для всех участников ОГЭ в школе?
Чем дольше пауза, тем меньше времени на создание необходимых условий на местах.
Риски полной отмены ОГЭ без выработки замещающего сценария
Отмена ОГЭ в 2020 году – упущенные возможности для отдельных выпускников 9-х классов? Например, обучающийся планировал поступление в колледж, профильный класс, усиленно готовился к ОГЭ по профильному предмету, предполагая повысить отметку в аттестате в случае успешной сдачи экзамена (на более высокий балл, чем в учебном году). Теперь этой возможности не будет?
Набор в старшую школу. Правила зачисления в 10-е классы устанавливаются непосредственно общеобразовательными организациями и могут различаться. Неизменным критерием в большинстве школ является успешность сдачи выпускником ОГЭ. Если их отменят и ненавязчиво порекомендуют в 2020 году зачислять в 10-й класс всех желающих, то набор в российские техникумы и колледжи может значительно сократиться.
И еще. В 10-й класс в этом году придет большее количество школьников с разным уровнем подготовки различными образовательными возможностями. Есть предположение, что по результатам сдачи ЕГЭ в 2022 году серьезная доля выпускников уже 11-х классов может остаться без аттестата.
Замещающие сценарии
Ведомство еще в начале апреля в категоричной форме отказалось от обсуждения замещающих сценариев, полагая, что к маю пандемия коронавируса закончится. Время упущено. Напряженность нарастает.
Непринятие решений ведомством все более похоже на отсутствие у него достаточных управленческих компетентностей.
Обсуждение