Вторая волна «удаленки». Школа самостоятельности. #iSelf

04 ноября 2020 // Марианна Бузоева

Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 16

22 октября 2020 г. состоялась шестнадцатая Всероссийская планерка родителей и учителей. Тема планерки: «Вторая волна «удаленки». Школа самостоятельности. #iSelf».

Встречу вел Артем Симонович Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября». 

Ведущий пригласил учеников, их родителей и учителей стать участниками экспериментальной «Школы самостоятельности». Желающие получили первое практическое задание: 

  • Дети: Как полюбить нелюбимые предметы
  • Родители: Как позволить детям быть самостоятельными
  • Учителя: Как сделать свой предмет любимым для детей

 

Посмотреть запись планерки можно 

 

В сложившихся обстоятельствах тема самостоятельности ученика становится актуальной, как никогда ранее. 

Переход к педагогике, когда ученик – субъект своей образовательной деятельности, тот, который учится, а не тот, которого учат, – наша давняя мечта. «Школа самостоятельности» задумывалась в т.ч. и как возможность осуществить эту мечту. Без помощи родителей и учителей детям будет трудно претворить эту мечту в жизнь.

В рамках этих практических занятий в «Школе самостоятельности» мы постараемся подсказать и помочь детям полюбить нелюбимые предметы. Может быть, в этом опыте, в переходе от отторжения – к интересу и любви к предмету – ученик обретет те возможности, которые помогут ему стать сильным учеником. 

Занятия и эксперименты в «Школе самостоятельности» – по сути продолжение эксперимента, который проводился в начале 70-х годов прошлого века и описан в книге Симона Соловейчика «Учение с увлечением». Продолжение старого эксперимента в новых условиях.

В начале 70-х годов был проведен рейтинг нелюбимых предметов. Он выглядел вот так: 

  • география
  • русский язык
  • математика
  • физика
  • биология
  • иностранный язык
  • литература
  • химия

Интересно, изменится ли антирейтинг предметов сегодня? Какой школьный предмет вызывает максимальное отторжение у учеников сегодня? И получится ли у них полюбить этот предмет?

Путь, который предлагалось пройти ученикам 70-х для преодоления нелюбви к тому или иному предмету, отражается в содержании книги «Учение с увлечением»:

  1. Учение
  2. Увлечение
  3. Время
  4. Воля
  5. Вера в себя
  6. Умственный труд
  7. Труд души
  8. Внимание
  9. Память
  10. Уроки в школе
  11. Уроки дома
  12. Чтение

 

Зачем человеку учиться?

Однозначного и всеохватывающего ответа на этот вопрос, скорее всего, нет. Каждый задает его себе сам и сам ищет на него ответ. Этот ответ и выстраивает человека как личность.

Симон Соловейчик утверждает, что вопроса «Зачем учиться?» нет: «Образование дают, образование получают…  – как наследство, как богатство. Но надо еще уметь его взять!»

Размышлений об этом в первой главе книги, во всей книге очень много: 

«Кто поймет, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймет, что только в учении душа разрастается и в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряженно и радостно. Свободно».

«Человек должен учиться, потому что он человек».

 

Но если уж учиться надо, то…

«Но если учиться, то с интересом. С увлечением!

Учиться без интереса – значит приписываться к лагерю разочарованных и унывающих… …заранее подрывать основу своей будущей жизни».

Главная гипотеза книги и самоисследования

Человек может сам научиться работать с увлечением!

 

Если разные способности…

«Одним учиться труднее, чем другим, способности у людей разные, но «труднее» – не значит «невозможно».»

 

Порочный круг

«Неинтересно, потому что не занимаешься, а не занимаешься, потому что неинтересно!»

Как разорвать этот порочный круг? Как прорваться через период «не хочу», «не могу»?

 

Метод последовательного приближения

«Среди двух наших врагов – нежелания и неумения – нет слабейшего, их нельзя победить поодиночке, они набираются силы один от другого. Надо бороться сразу с обоими».

«Каждый человек может вырваться из порочного круга плохого учения, если в качестве первого шага будет психологически готовиться к работе и делать ее тщательно».

 

Интерес

  • Стоит хоть немного повысить интерес, как работа сразу идет лучше.
  • Человек в принципе может сам заинтересоваться даже очень скучным делом.
  • Работа кажется более интересной, если мы настроились на то, что она будет интересной.
  • Не только поведение зависит от настроения, но и настроение зависит от поведения.

 

Шесть практических шагов для повышения интереса

1. Выберем самый трудный, самый нелюбимый предмет 

2. Подготовимся психологически: потрем руки, улыбнемся…

3. Будем делать уроки тщательно, не думая о времени

4. Продолжим до тех пор, пока не придет первый успех

5. Будем считать за успех не отметку, а наш интерес 

6. Не бросим опыт, пока учение не войдет в привычку

 

Культура

«Как бы ни был увлечен человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения».

«Все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать это хорошо». 

«Жить с достоинством – это делать не только то, что интересно, а все, что нужно, делать с интересом». 

 

 

Задания

 

Задания детям

  1. Какой твой любимый предмет в школе?
  2. Какой твой самый нелюбимый предмет в школе?
  3. Опиши свое состояние, когда ты идешь в школу в день, когда в расписании стоит твой любимый предмет.
  4. Опиши свое состояние, когда ты идешь в школу в день, когда в расписании стоит твой самый нелюбимый предмет.
  5. Сколько времени ты тратишь на подготовку к любимому предмету?
  6. Сколько времени занимает подготовка к нелюбимому предмету?
  7. За что ты любишь свой самый любимый предмет?
  8. Почему ты не любишь свой нелюбимый предмет?

 

Задание родителям

  1. Какой предмет у Вашего ребенка самый любимый?
  2. Какой предмет особенно не нравится Вашему ребенку?
  3. Понаблюдайте за состоянием ребенка в день, когда у него по расписанию любимый предмет.
  4. Понаблюдайте за состоянием ребенка в день, когда у него по расписанию нелюбимый предмет.
  5. Как Вы пытаетесь помочь ребенку справиться со сложностями с нелюбимым предметом (психологическими, когнитивными)?

 

Задание учителям

  1. Какой предмет Вы преподаете?
  2. В каких классах Вы преподаете?
  3. По какому учебнику Вы работаете?
  4. Выберите любой раздел учебника и проанализируйте задания. Каких заданий больше – требующих конкретных ответов, нацеленных на проверку конкретных знаний, или творческих?
  5. Какие задания больше нравятся ученикам?
  6. Какие больше нравятся Вам?
  7. С какими заданиями Вы легче справляетесь на дистанте?

 

Ответы присылайте, пожалуйста, на адрес iself@nashedelo.ru

Для участия в «Школе самостоятельности» нужно также зарегистрироваться на сайте nashedelo.ru.

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Другие публикации автора

Поделиться: