Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 16
22 октября 2020 г. состоялась шестнадцатая Всероссийская планерка родителей и учителей. Тема планерки: «Вторая волна «удаленки». Школа самостоятельности. #iSelf».
Встречу вел Артем Симонович Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября».
Ведущий пригласил учеников, их родителей и учителей стать участниками экспериментальной «Школы самостоятельности». Желающие получили первое практическое задание:
- Дети: Как полюбить нелюбимые предметы
- Родители: Как позволить детям быть самостоятельными
- Учителя: Как сделать свой предмет любимым для детей
Посмотреть запись планерки можно
- на сайте Движения «Школа – наше дело»
- на сайте ИД «Первое сентября»
- на YouTube-канале
- на странице в Фейсбуке
В сложившихся обстоятельствах тема самостоятельности ученика становится актуальной, как никогда ранее.
Переход к педагогике, когда ученик – субъект своей образовательной деятельности, тот, который учится, а не тот, которого учат, – наша давняя мечта. «Школа самостоятельности» задумывалась в т.ч. и как возможность осуществить эту мечту. Без помощи родителей и учителей детям будет трудно претворить эту мечту в жизнь.
В рамках этих практических занятий в «Школе самостоятельности» мы постараемся подсказать и помочь детям полюбить нелюбимые предметы. Может быть, в этом опыте, в переходе от отторжения – к интересу и любви к предмету – ученик обретет те возможности, которые помогут ему стать сильным учеником.
Занятия и эксперименты в «Школе самостоятельности» – по сути продолжение эксперимента, который проводился в начале 70-х годов прошлого века и описан в книге Симона Соловейчика «Учение с увлечением». Продолжение старого эксперимента в новых условиях.
В начале 70-х годов был проведен рейтинг нелюбимых предметов. Он выглядел вот так:
- география
- русский язык
- математика
- физика
- биология
- иностранный язык
- литература
- химия
Интересно, изменится ли антирейтинг предметов сегодня? Какой школьный предмет вызывает максимальное отторжение у учеников сегодня? И получится ли у них полюбить этот предмет?
Путь, который предлагалось пройти ученикам 70-х для преодоления нелюбви к тому или иному предмету, отражается в содержании книги «Учение с увлечением»:
- Учение
- Увлечение
- Время
- Воля
- Вера в себя
- Умственный труд
- Труд души
- Внимание
- Память
- Уроки в школе
- Уроки дома
- Чтение
Зачем человеку учиться?
Однозначного и всеохватывающего ответа на этот вопрос, скорее всего, нет. Каждый задает его себе сам и сам ищет на него ответ. Этот ответ и выстраивает человека как личность.
Симон Соловейчик утверждает, что вопроса «Зачем учиться?» нет: «Образование дают, образование получают… – как наследство, как богатство. Но надо еще уметь его взять!»
Размышлений об этом в первой главе книги, во всей книге очень много:
«Кто поймет, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймет, что только в учении душа разрастается и в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряженно и радостно. Свободно».
«Человек должен учиться, потому что он человек».
Но если уж учиться надо, то…
«Но если учиться, то с интересом. С увлечением!
Учиться без интереса – значит приписываться к лагерю разочарованных и унывающих… …заранее подрывать основу своей будущей жизни».
Главная гипотеза книги и самоисследования
Человек может сам научиться работать с увлечением!
Если разные способности…
«Одним учиться труднее, чем другим, способности у людей разные, но «труднее» – не значит «невозможно».»
Порочный круг
«Неинтересно, потому что не занимаешься, а не занимаешься, потому что неинтересно!»
Как разорвать этот порочный круг? Как прорваться через период «не хочу», «не могу»?
Метод последовательного приближения
«Среди двух наших врагов – нежелания и неумения – нет слабейшего, их нельзя победить поодиночке, они набираются силы один от другого. Надо бороться сразу с обоими».
«Каждый человек может вырваться из порочного круга плохого учения, если в качестве первого шага будет психологически готовиться к работе и делать ее тщательно».
Интерес
- Стоит хоть немного повысить интерес, как работа сразу идет лучше.
- Человек в принципе может сам заинтересоваться даже очень скучным делом.
- Работа кажется более интересной, если мы настроились на то, что она будет интересной.
- Не только поведение зависит от настроения, но и настроение зависит от поведения.
Шесть практических шагов для повышения интереса
1. Выберем самый трудный, самый нелюбимый предмет
2. Подготовимся психологически: потрем руки, улыбнемся…
3. Будем делать уроки тщательно, не думая о времени
4. Продолжим до тех пор, пока не придет первый успех
5. Будем считать за успех не отметку, а наш интерес
6. Не бросим опыт, пока учение не войдет в привычку
Культура
«Как бы ни был увлечен человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения».
«Все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать это хорошо».
«Жить с достоинством – это делать не только то, что интересно, а все, что нужно, делать с интересом».
Задания
Задания детям
- Какой твой любимый предмет в школе?
- Какой твой самый нелюбимый предмет в школе?
- Опиши свое состояние, когда ты идешь в школу в день, когда в расписании стоит твой любимый предмет.
- Опиши свое состояние, когда ты идешь в школу в день, когда в расписании стоит твой самый нелюбимый предмет.
- Сколько времени ты тратишь на подготовку к любимому предмету?
- Сколько времени занимает подготовка к нелюбимому предмету?
- За что ты любишь свой самый любимый предмет?
- Почему ты не любишь свой нелюбимый предмет?
Задание родителям
- Какой предмет у Вашего ребенка самый любимый?
- Какой предмет особенно не нравится Вашему ребенку?
- Понаблюдайте за состоянием ребенка в день, когда у него по расписанию любимый предмет.
- Понаблюдайте за состоянием ребенка в день, когда у него по расписанию нелюбимый предмет.
- Как Вы пытаетесь помочь ребенку справиться со сложностями с нелюбимым предметом (психологическими, когнитивными)?
Задание учителям
- Какой предмет Вы преподаете?
- В каких классах Вы преподаете?
- По какому учебнику Вы работаете?
- Выберите любой раздел учебника и проанализируйте задания. Каких заданий больше – требующих конкретных ответов, нацеленных на проверку конкретных знаний, или творческих?
- Какие задания больше нравятся ученикам?
- Какие больше нравятся Вам?
- С какими заданиями Вы легче справляетесь на дистанте?
Ответы присылайте, пожалуйста, на адрес iself@nashedelo.ru
Для участия в «Школе самостоятельности» нужно также зарегистрироваться на сайте nashedelo.ru.
Обсуждение