Семья и школа. Говорят директора школ

06 июля 2020 // Марианна Бузоева

Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 7

2 июля 2020 г. состоялась еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей «Семья и школа. Между молотом и наковальней. Говорят директора школ».

В серии еженедельных планерок Движения это была уже четвертая под общим названием «Семья и школа»:

11 июня – Семья и школа. Говорят отцы

18 июня – Семья и школа. Говорят мамы 

25 июня – Семья и школа. Говорят учителя 

2 июля – Семья и школа. Говорят директора школ

Для разговора о том, что значит быть директором школы в наше время, в студии Движения встретились: 

Ирина Путинцевадиректор МАОУ «Образовательный центр Гимназии № 6 Горностай», Новосибирск, Академгородок

Михаил Эпштейндиректор частной школы «Эпишкола», Санкт-Петербург

Алексей Голубицкийдиректор МБОУ СОШ «Школа будущего», Калининград, пос. Большое Исаково

Встречу вел Артем Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей России «Школа – наше дело».

Обсуждались следующие вопросы: 

  • Директор и… учителя, ученики, родители, учредитель, социум вокруг школы.
  • Сегодня директор школы – педагог, менеджер, администратор, политик, автор/держатель концепции школы, оптимист/пессимист, ответственный за всё, мишень для жалоб, non-stop кризис-менеджер?..
  • Педагогический состав школы: учителя-звезды или коллектив единомышленников?
  • Школа – семья или корпорация?
  • Статья 278 ТК РФ о возможности увольнения директора без объяснения причин. Директор – офицер системы или раб?
  • Школа: традиция и изменение. Что такое развитие школы?
  • Качество школы. Кто определяет? Роль родителей.
  • Нужно ли директору вести уроки?

 

В прямом эфире трансляцию посмотрели свыше 3000 человек. В чате было опубликовано около 500 вопросов, комментариев, реплик. Запись видео встречи доступна:

 

Что значит быть директором школы?

 

Ирина Путинцева (городская муниципальная школа)

Для меня школа – это интересная жизнь. Я стала директором школы в 2006 году. Тогда это была гимназия. За 14 лет мы из гимназии превратились в огромный образовательный центр, где сегодня работают 450 педагогов и обучаются свыше 4000 детей – от дошкольников до старшеклассников. 

Мы находимся на территории Новосибирского Академгородка. Сейчас здесь живут дети, внуки, правнуки ученых, очень много сотрудников институтов Новосибирского отделения РАН. Понятно, что много мотивированных детей и нацеленных на качественное образование родителей.

Когда я стала директором, я слабо отличала стратегию от тактики. Обратилась за помощью к родителям наших учеников, чтобы совместно выстроить стратегию развития нашего учреждения. 

Так мы в 2007 году создали Управляющий совет и с тех пор все решения принимаем на Управляющем совете: Какой школе быть? Какие предметы нам интересны? Какие направления развития актуальны для детей? Сколько языков будем изучать, пять или больше? Какие классы будем формировать?

С родителями у нас бывают разные точки зрения, мы часто спорим. Но я за эти годы поняла, что партнерские отношения с родителями позволяют видеть результат в наших детях.

У нас большое образовательное учреждение, куда стоит очередь. Мы пользуемся понятием «школа-магнит». Для нас это центр местного сообщества, где интересно, сложно, ответственно. 

 

Алексей Голубицкий (поселковая муниципальная школа)

Если бы мне лет 20 назад кто-нибудь сказал, что я буду директором школы, я смеялся бы в голос. Менее всего я мечтал об этом. Я хотел заниматься наукой и занимался ей. И в какой-то момент понял, что мои статьи читают четыре человека в мире, трое из которых – пожилые, маститые ученые. Обидно стало, что живу зря. И когда такое предложение поступило, я принял смелое решение и о нем не жалею. 

Какое-то время я также был президентом молодежной экологической организации. Мы старались заниматься сохранением экологического разнообразия, защищали животных, растения. Собственно, через опыт общественной организации у меня родилась модель директорского управления: есть президент, а есть и исполнительный директор. У меня есть в школе заместитель директора с очень широкими полномочиями. Она занимается внутренней политикой. А я занимаюсь внешним поиском ресурсов, связей, определением стратегии. 

Если метафорически, то я человек, который над школой держит зонтик. Такой зонтик, который и капли дождя не пропускает, и, если надо, то и астероид отправит обратно в космос. Эта моя роль, возможно, незаметная. Но если я уберу этот зонтик, то все сразу это почувствуют… Это главная миссия директора. 

Я продолжаю вести занятия. Хоть совсем немного. Но тем не менее я должен уметь показать молодому учителю, как надо. 

Не думаю, что эффективный управленец, не имеющий педагогической практики и не разбирающийся в теории педагогики, может управлять. 

Главная моя миссия, помимо зонтика, – определять направления, советуясь с коллегами. 

У нас не авторская, а соавторская школа, когда много авторов с идеями. Помогать удерживать направление, помогать не сбиться с него – это моя главная функция.

 

Михаил Эпштейн (городская частная школа)

Школу невозможно сделать одному. Есть группа людей, вместе с которыми ты эту школу создаешь. У каждого есть своя роль, свое место, своя функция, своя задача, своя особенность. 

Школу делают люди. Директор – один из них. 

За 25 лет в нашей школе сменилось три поколения учителей, и с каждым новым приходом школа имела свой вид, свою атмосферу, свое ощущение, и в этом смысле видно, что учителя сильно влияют на то, что в школе происходит. 

Поэтому главная задача директора – качественно подобрать педагогов и не мешать им работать. Учитель должен быть достаточно свободен в своих действиях, иначе он не сможет воспитывать свободных детей. 

Еще одна задача директора – это поиск баланса между общей задачей, общим направлением, общей линией и возможностью учителей делать свое, придумывать свое, реализовывать свое. Такой подход позволил нашей школе пережить три последних месяца: свободная инициатива молодого поколения нашей школы спасла нас в ситуации с коронавирусом.

Частная школа всегда является частью какого-то социокультурного сообщества. Школа является ядром этого сообщества или же зависит от той или иной культуры, – родительской, взрослой, – которая вокруг нее складывается. Отчасти, школа оказывает влияние на это сообщество. Получатся, что родители учеников частной школы – это та среда, в которой взращивается школа и для которой она создается.

К нам в школу дети поступают по результатам собеседования. Но гораздо важнее – собеседование с родителями. Гораздо важнее отобрать «своих» родителей, а уж какие у них дети – дальше мы вместе разберемся. Когда мы совпадаем с родителями по ценностям, когда они понимают, в какую школу пришли, когда они доверяют нам, а мы взаимодействуем с ними, мы открыты, тогда, какие бы ни были сложности у детей, мы находим пути помощи им. 

Наша задача – договариваться с родителями и находить «своих» родителей. 

В школе есть разные люди, по-разному влияющие на школу. Моя функция скорее – вноситель хаоса в общий порядок. С моим приходом возникают новые идеи, новые сложности, новые проблемы. Это трудно для коллег, но мы учимся в таком балансе находиться: не стоять на месте, двигаться, но при этом быть устойчивыми.

 

Между молотом и наковальней. Кому служит директор? 
Статья 278 Трудового Кодекса РФ о праве учредителя увольнять директора школы без объяснения причин. 
Вертикаль управления и, как следствие, страх в системе образования

 

Ирина

Когда я стала директором, я не была готова взять на себя власть, всю ответственность за тот путь, который предстояло пройти, за детей, за родителей, за педагогов. Я понимала, что нас много и надо услышать людей. Ты сам можешь идти, один, по своему пути, и за тобой никто не пойдет. Услышать можно за круглым столом. Мы за круглый стол садились и садимся, и обсуждаем: что надо детям, что надо родителям, что нужно нашим педагогам. Моя роль в этом – как интегратора, кооператора. 

Я всегда говорю: «Что от нас хочет видеть государство, министерство, департамент? Какие задачи перед нами?», а с другой стороны: «А что хотят родители?» Мы это сочетаем и получается вовлечение. Насколько ты сможешь вовлечь команду, настолько свободно каждый сможет реализоваться. 

Я понимаю свою ответственность. Но когда мы эти полномочия делим с родителями, у нас бывает больше единомышленников.Поэтому у нас столько детей. Делим полномочия и со старшеклассниками, и с учителями. Поэтому привлекается большое количество очень талантливых людей.   

Самое главное, процесс государственного общественного управления выстроить. Это очень сложно, потому что в какой-то момент надоедает и хочется сказать: «Так! Всё! Кто в доме хозяин? Будет так, как я сказала». Но я понимаю, что это очень неэффективно. Чем больше мы создаем управленческих команд, чем больше шагов делаем, чем больше ставим целей, тем мощнее общий результат. Мы никогда не оставляем цель не достигнутой. Мы идем к цели, по ходу все корректируем. Поэтому в центре Академгородка выросла такая школа – многозадачная и многопрофильная. 

У меня другого опыта управления не было. 

Сотрудничество с родителями, с их интеллектом, вовлеченность в управление – стратегическое, финансовое, научно-методическое… Мы используем ресурсы родителей, призываем их и благодарны им. 

Обмен интеллектуальными ресурсами дает возможность жить открыто и совершенствоваться. Это огромный ресурс, и как по-другому – я не знаю. 

 

Алексей Голубицкий

То ли учредителю со мной везет, то ли мне везет с учредителем, но и с муниципальными, и с региональными органами управления образования всегда удавалось выстроить нормальные профессиональные, партнерские отношения. 

Одна из первых стратегий: чтобы начальники во мне нуждались больше, чем я в них, или чтобы нуждались в равной степени. И тогда это другие отношения. 

Чтобы тебя не оскорбляли, достаточно удерживать уровень достоинства, внутреннего аристократизма. 

 

Я дорожу своим местом, но не держусь за него. У меня нет задачи быть директором школы, пока старость и немощь не сведут меня до состояния, когда совсем не смогу ничем заниматься. У меня задача – быть полезным. Поэтому я стараюсь спокойно к этому относиться. Я не испытываю страх. Это не значит, что я не могу попасть в трудную ситуацию, и мне не может потребоваться ваша помощь, помощь коллег. 

Если ты боишься рифов, боишься штормов, не становись капитаном! Если ты не сумел удержать корабль, и он сел на мель, нужно уметь держать удар. Это важная часть нашей работы. Риск есть, но если ты боишься этого риска, то лучше не становиться капитаном.

 

Михаил Эпштейн

Школа должна быть частью социокультурного сообщества: жить на своей территории, слышать свою территорию, влиять на свою территорию, менять содержание своей деятельности, исходя из той территории, на которой находится. Я убежден, что школа в Якутии не должна быть такой же, как школа в Калининграде, и не такой же, как школа в центре Москвы. Никакой начальник из Москвы не может понять, какой должна быть школа в Якутии, какой должна быть школа в Калининграде, какой должна быть школа в центре Москвы. Понять это могут только родители, которые приходят в такую школу, коллектив учителей, которые хотят такую школу делать, и директор, который организует работу. 

Автономия школы – главный источник и отсутствия страха, и возможности изменений в нашей стране. И то, что школа так пронизана страхом сегодня – большая беда для нас. Ситуация зависимости директора от вертикали власти, а не от той земли, на которой школа находится, влияет на всю ситуацию в стране. 

Когда исследуют эффект финского образования, один из аргументов, почему там такой мощный рывок в образовании, почему все так мощно развивается, такой, что финская школа реально автономна. Директор школы автономен. Он взаимосвязан с местным сообществом, оно ему доверяют, он имеет право принимать свои решения, и такая автономия школы допускает автономию учителя.

Я знаком с большим количеством чиновников разного уровня. И я знаком с очень большим количеством директоров школ – маленьких и больших. Я не вижу разницу в уме этих людей. Я не вижу разницу в понимании государственных задач у этих людей. Я понимаю, что директора гораздо лучше разбираются в педагогике, чем чиновники. И почему директор школы, который имеет опыт, имеет коллектив, имеет такое же патриотическое сознание и понимание, как развивать школу, должен зависеть от какого-то чиновника, который там оказался, не потому что хочет что-то изменить, а просто потому, что идет по карьерной лестнице, лично мне не очень понятно. 

 

Взаимодействие с родителями

 

Ирина

В период пандемии мы услышали столько благодарностей, сколько не услышали за последние пять лет. У нас достаточно свободное родительское сообщество, поэтому родители пишут и на почту, и в чаты, общаются и с заместителями, и с учителями… 

Мы уже настолько адаптировались, что мы, наоборот, с благодарностью относимся родителям, во-первых, потому что они выбрали нашу школу. В конечном-то итоге – школа для детей, а не для взрослых. Поэтому мы стараемся создавать среду. Такой подход был изначально, и мы стараемся его продолжать. 

Среда, в которой было бы комфортно и учиться, и общаться, и где возможно создать условия по раскрытию талантов детей и взрослых. 

Нам всегда интересно все новое, и поэтому все новое, что появляется в российском, зарубежном образовании, мы стараемся обсудить и по возможности адаптировать к нашей площадке. 

У нас очень хорошие отношения с властью. Мои депутатские полномочия дают возможность строить конструктивный диалог. Нас чаще всего слышат или не мешают. Дамоклова меча не было никогда. 

Я вижу свою задачу в том, чтобы договориться. Но есть и принципиальные вещи: не продаться, не испугаться. У нас нет страха. 

 

Алексей

Если я не договорюсь с учителями, я не могу их заставить. Можно заставить выйти на субботник. Но ценностно, если с учителями не договоришься, ничего не получится.

С родителями – примерно так же. 

Случается, родители пишут письма, приходят с жалобами… Но больше всего мне нравится в нашей работе менять знак с минуса на плюс. 

Положение директора в отношении родителей очень уязвимое. Зачастую задача директора защитить учителей от потока неадекватных требований. 

В этой связи, важно работать профилактически и не видеть в родителях заказчиков. Я не вижу в родителях социальную угрозу. У нас, скорее, разумные партнерские отношения. Мы должны перестать исполнять роли – обходиться без маски директора, маски учителя, маски родителя. 

Мы должны стать значимыми взрослыми в жизни детей. И это самое сложное. 

И конечно, дистант нам сильно помог. Если раньше шла дискуссия, стоит ли пускать родителей на свой урок или не стоит, то тут все уроки открыты! Пожалуйста! Мы все друг к другу заглянули! 

Мы почувствовали во время пандемии, что изменилась наша роль. Это была уникальная возможность стать ближе, рассмотреть друг друга. 

Школы поделились на неравные группы: школы которым удалось выстроить процесс, и школы, которым не удалось его выстроить. Килограммы, тонны заданий выдавали в понедельник, а потом строго спрашивали, не имея возможности проконтролировать, не давая обратную связь…

Мы сильная сторона. У нас получилось. Мы поставили годовые отметки, чтобы все расслабились, и запустили бонусную систему, когда домашнее задание выдаем, ученики его могут брать, а могут и не брать, и им за это ничего не будет. А если выполнит, то 1/10 или 2/10 бонуса к годовой отметке. Самые сложные – 7-8 классы – были самые активные. А кто больше всех заданий выберет по своей воле за неделю – тому пицца с доставкой в подарок. Дело не в пицце, конечно, дело в игрофикации в это смутное, трудное, напряженное время. Это же сигнал: мы вас видим, мы вас чувствуем, мы вас поддерживаем, мы не будем забивать вас этими отметками…

Или, допустим, разные флэш-мобы запускали, которые можно выполнить внутри семьи. И теперь самая активная семья поедет отдыхать в Светлогорск на курорт. Опять же, это сигнал семьям: мы на вашей стороне, мы рядом с вами. 

И, знаете, чрезвычайно важно: мы запретили негативные отметки ставить в этот период. Мы должны были стать опорой. Медики на своем уровне, педагоги – на своем. 

Мы запустили анонимную анкету для оценки нашей работы во время пандемии. Там можно было написать что угодно. Нашу деятельность больше половины оценили на «отлично», а в целом положительно – 95 %.

Это было крайне сложно сделать, по 18 часов работали. Учителям было очень сложно. Но постоянная обратная связь – это ключевой момент. 

Отношения с родителями выстраиваются постепенно. А потом, если все получается, перерастают в кооперацию.

 

Михаил

Мы частная школа. Мы зависим от родителей, и никаких других денег не имеем. Мы живем только на те деньги, которые нам родители могут принести. Но при этом, когда мы принимаем родителей и ребенка в школу, мы беседуем очень долго, и очень подробно, и отчасти отговариваем родителей приходить к нам в школу. Нам очень важно, чтобы родители понимали, в какую школу они приходят. У нас есть свои особенности, свои характерные черты. И мы можем подходить не всем родителям. Важно, чтобы их выбор был осознанным. Если осознанность совпадает, то тогда возникает счастье. Потому что мы партнеры. Для нас очень важны доверительные отношения, постоянный диалог, постоянное взаимодействие, открытость друг перед другом. Тогда мы, учителя, школа, можем не так бояться наших ошибок, потому что родители видят наши плюсы и отрицательные стороны и могут соизмерять их. Мы рады слышать от них обратную связь и пытаться изменяться. 
 

Я действительно считаю, что родители отвечают за воспитание своих детей. И если они приводят их к нам, значит, они нам доверяют. В моем понимании – это огромная ответственность. И когда нам доверяют, мы очень благодарны, поскольку мы тогда можем выстраивать партнерские отношения. 

Именно такие доверительные отношения позволили пережить нам три месяца коронавирусной эпидемии. Если бы нам не доверяли родители, то тот ужас, который был у всех у нас в начале перехода школы на онлайн, он бы всех накрыл волной. Было некоторое доверие родителей нам, и, мне кажется, мы его оправдали, смогли выстроить качественный процесс. Апофеозом этого процесса была такая история. Мы привыкли четвероклассникам, которые заканчивают начальную школу, делать сюрприз – дарить красивый фотоальбом со всем классом, с их фотографиями. А тут же нам не встретиться, фотоальбом не подарить. Горе! Благодаря сотрудничеству с родителями нам это сделать удалось. Мы сделали фотоальбомы, курьером их развезли по каждой семье, родители спрятали эти альбомы у себя дома, прислали нам подробный маршрут, где его найти. Каждый ребенок потом в зуме получил этот маршрут, и нашел у себя дома этот альбом. Это было полное счастье! Абсолютный пример сотрудничества родителей и учителей. 

Сейчас выросло новое поколение родителей. Мы это замечаем. В некотором смысле они выступают заказчиками. Не вижу в этом ничего плохого. Они понимают, что у них есть собственные ценности и есть особый ребенок (а каждый ребенок особый, уверяю вас!). И они пытаются под свои ценности и под своего ребенка найти себе школу, и туда прийти с деньгами. 

Отчасти родители выступают заказчиками образования своего ребенка, и в лучшем случае, выступают потом партнерами той или иной школы. И это нормально. Гораздо хуже, если родители считают себя только заказчиками и считают: если мы платим тебе деньги, то спляши. Или, если мы тебе заплатили, соблюди все требования, а то мы в прокуратуру напишем. Такие тоже бывают. 

Сейчас, по моим наблюдениям, у нас в Питере, большая часть молодых родителей выступают осознанными заказчиками образования своего ребенка и подбирают школу очень внимательно. А многие начинают быть хозяевами школы в буквальном смысле слова: когда забирают ребенка на семейное образование либо создают собственную школу. 

 

Напутствие подросткам
 

Михаил

В любой самой непростой школе, которая тебе не нравится, можно найти учителя, который сделает твою жизнь. Задача – попробовать найти того взрослого, с которым ты вместе какой-то путь пройдешь. Опыт показывает, что путь может быть недолгим – год, два, три. Но даже год совместной жизни со взрослым, которому ты доверяешь и который кажется тебе учителем, может серьезно изменить твою жизнь. Если совсем не находится в твоей школе такого человека, то ищи другую школу. 

А еще: будь активен в создании своей компании. Те ребята, которые тебя окружают, с которыми ты вместе живешь, учишься, общаешься, сложности преодолеваешь, – это то, что тебя делает, закладывает в тебя определенные ценности, опыт. И та компания, с которой ты живешь, она тебя делает на будущее. 

 

Алексей

Много чего хочется сказать подросткам. Это мой любимый возраст. Я люблю работать с подростками. 

Есть такое выражение в одном из лучших фильмов про школу: «Счастье – это когда тебя понимают». Я бы чуть переформулировал: «Счастье – это когда ты понимаешь себя». Самое интересное в этом возрасте – возможность искать себя. От души желаю вам понять себя: кто вы? Какие у вас есть уникальнейшие способности и потребности? Разобраться в этом. Вы пришли в этот мир, и больше таких людей нет. Просто нет. Вы уникальны. 

Искать себя и постараться понять себя. Если вы не поняли себя, то ожидать, что другие в вас поймут, то, чего вы сами в себе не поняли, – наверное, наивно.

А вопрос вам: какая должна быть школа, что должно быть в этой школе, чтобы, просыпаясь утром, вы говорили: «Ну вот, наконец-то утро! Я опять пойду в школу!»?

 

Ирина

Дорогие ребята, хочу, чтобы вы верили и осознавали, что взрослые, которые рядом с вами, вас очень любят. И чтобы мы друг в друге нашли друзей. 

 

В ходе прямого эфира на всех площадках работал чат. Общий чат с разбиением на категории – ниже.

 

Вопросы, комментарии слушателей планерки, рассортированные по категориям
О директорах

Всегда на директоре огромная ответственность, и нет на самом деле ни выходных, ни отпусков, только видимость.

Рыба гниет с головы... Кратко о самом страшном сюжете развития школы

Моё мнение директор не должен вести уроки, он хозяйственник, наставник и руководитель.

По моему мнению директор – это администратор, психолог, учитель, наставник и единомышленник педагогического коллектива. Нам повезло, у нас в МАОУ гимназии № 22 г. Калининград – именно так.

Директор – это не только руководитель, но помощник, советчик, душа коллектива педагогов, учеников и родителей.

Директор – учитель.

Директор – школа 

Учитель должен быть свободен в своих действиях. Согласна (частично).

Директор и учителя – это одно целое.

Современные директора всегда на защите родителя, боятся встать на сторону учителя. 

Удобен ли директору учитель, который разбирается в нормативно-правовых актах, отстаивает свои права и пытается сделать всё так, как надо, что мешает линии самого руководителя?

Напутствие директорам: уважайте и любите своих учителей. Они обязательно ответят вам тем же.

Директор должен защищать свой коллектив? Или работать под диктовку завроно.

Не согласна с мнением коллег. Только глупый директор избавится от грамотного учителя. На примере моего директора школы хочу сказать, что директор не стесняется услышать мнение того или другого работника школы, а если необходимо, посоветоваться. И вообще, мне во всех школах везло с директорами школ – грамотными, хозяйственными (очень важно для директора!), мудрыми! Спасибо!

Добрый день! Сложно сегодня, глядя в результаты вчерашнего «голосования» и понимая, что это наши учителя делали 😖

Директор – родители 

Действительно, больше работаешь с родителями, чем с детьми. 

Многие родители адекватны и очень помогают школе, но есть и другие, которые только права качают

Родители тоже разные, как и учителя, и дети. Иногда везёт, полное понимание, а иногда надо философски отнестись...

Родители и школа должны вместе делать одно дело – обучать ребенка самостоятельной жизни. Иначе ничего не получится. 

Совершенно верно: важно, что родители совпадают с педагогами во всём!

Добрый день. Время меняется и больше родителей начинают понимать, что образование не сфера услуг.

 

Вопросы всем ведущим

Вопрос всем ведущим: как сохранить позитив и оптимизм (который у них налицо) – в такой должности?

Оптимизм – это хорошо.

Спасибо за честность.

Спасибо за мудрые мысли!

Эх поработать бы с мудрым директором!

Да. Хотелось бы, чтобы школой не руководил, а управлял мудрый директор!

Спасибо за позитив. Сейчас так часто говорят о всей системе образования только плохое, что на этом фоне Ваши передачи позволяют не терять оптимизм.

Интересный, честный и острый разговор! Большое спасибо этим удивительным директорам!

Благодарность великая организаторам, что пригласили таких мудрых, ярких и грамотных представителей директорского корпуса системы образования! Гордость за них и радость, что такие есть – на них держится система!

Большое спасибо за откровенность, открытость всем выступающим!

Спасибо, полезная информация и своевременная.

Представленные директора уникальны. Это исключение из правил. В окружающей действительности все по-другому. 

Спасибо огромное! Приятная встреча умных, честных, образованных людей!

Спасибо всем директорам. 

Уважаемые коллеги! Как замечательно, что в России есть такие руководители! У нас ещё не всё потеряно... Спасибо!

Очень интересный сегодня разговор, спасибо директорам за откровенный рассказ и обмен мнениями.

Спасибо за приятное общение. Мудрые мысли. 

Незашоренный директор интересен.

Спасибо за откровенный разговор, приятное общение.

Замечательные люди! Как здорово, наверное, работать в школе с таким директором. Спасибо за встречу! Спасибо вам, дорогие директора!

Какие хорошие директора! Спасибо вам за эту встречу!

Огромное спасибо за организацию такой замечательной встречи с уникальными людьми!

Спасибо организаторам! Спасибо директорам! За откровенный разговор. Всем здоровья и удачи!

Спасибо участникам и организаторам встречи. Приятное общение! Мало времени! Услышанное заставляет задуматься о многом! Спасибо всем вам огромное!

Благодарю за интересное общение!

Спасибо, уважаемые коллеги, директора за интересный откровенный и очень профессиональный разговор! Спасибо, Артём Симонович. Вы, как всегда, умеете выбирать очень интересных ведущих! После таких встреч очень хочется жить, творить и работать.

Благодарю за оптимизм, жизнелюбие, позитив, блеск в глазах, уважаемые директора! Спасибо Вам, Артем Симонович, за такой живой разговор! Всем здоровья! 

Спасибо большое за интересную встречу с интересными людьми.

Огромная благодарность за замечательную встречу.

Спасибо. Сил Вам желать, достигать и продолжаться в детях. Спасибо.

Спасибо огромное! Было очень интересно, некоторые слова тронули до слёз!

Как здорово, что нормальная человеческая школа сохранилась. Спасибо за встречу.

Ирина Германовна, Алексей Викторович, Михаил Маркович, Артём Симонович большое спасибо за встречу! Очень приятный сегодня был разговор!

Школа, которую создают родители.

Ирина Путинцева

Как поступить в Вашу школу?

Наша маленькая начальная школа в Москве была экспериментальной площадкой гуманной педагогики Ш. Амонашвили. Какое было счастье там работать завучем по воспитательной работе и быть одновременно родителем! 

Рада была увидеть и послушать вас, Ирина Германовна! Нахлынули воспоминания! Держитесь, вы молодец! Соколова Татьяна Юрьевна, ЧОУ СОШ «ЛАД», Москва

Алексей Голубицкий

Извините за поправку: естественный отбор в природе в процессе эволюции нельзя сравнивать с искусственной ситуацией в человеческом обществе, человеком придуманном. 

Директор и учитель – люди публичные. Их поведение влияет на воспитание. И это накладывает ограничения на их действия.

Страха точно быть не должно. Учитель-профессионал, такой же как пилот, управляющий самолетом, хирург, который делает сложную операцию. Управленец без собственного педагогического опыта и порядочности не должен быть цензором и судьей школы.

Алексей Викторович, спасибо за человеческое отношение, в том числе и к родителям, таким разным и очень тревожным, ведь они отдают в школу своё самое дорогое)) 

Алексей Викторович! Здорово!

Вы совершенно правы об инициации, браво!

Какой вы Человек!!! Отдали ноутбук неблагополучной семье, для вас люди на первом месте!

Михаил Эпштейн

Да, согласна с вами про финское образование, главное автономия! Как приятно, что в России есть люди, которые это понимают!

Вы шикарный человек 

Сто процентов!

Спасибо, Михаил Маркович! Как честно. И как горько!

У Вас, Михаил Эпштейн, интересная школа! Спасибо, что поделились своим опытом!

Планерка

Планируется ли продолжение таких встреч? 

Надо всех директоров призвать слушать этот вебинар!!!

Большое спасибо организаторам этой планерки! Такие встречи необходимы и очень важны! Всем удачи! 

Спасибо большое! Жду следующей встречи!

Просто замечательная конференция! Спасибо

Спасибо за интересный разговор, рада что узнала о движении «Школа – наше дело»!

Спасибо. Продуктивно и интересно. Творческих успехов, новых идей, полезного общения.

Прихожу на вебинары к вам, только из-за позитива в общении. Большое спасибо, коллеги! 

Спасибо за встречу с интереснейшими, адекватными, спокойными и располагающими к себе людьми. Важно, что они представляют разные регионы России.

Большое спасибо за ВСТРЕЧУ! С благодарностью и наилучшими пожеланиями!

Огромное спасибо организаторам и выступившим!!! Очень вдохновляет. Спасибо, коллеги!

До встречи! Интересно будет послушать подростков.

Спасибо, духоподъемный разговор...

Спасибо! Хотелось бы такие же встречи для заведующих ДОУ.

Спасибо за такую интересную встречу!

Спасибо за Вашу работу, Артём Симонович! Каждая планёрка уникальна и интересна. С нетерпением жду продолжения.

Артём Симонович, огромное спасибо Вам за создание сообщества, в котором замечательные школьные люди из разных городов могут обсуждать острые вопросы. За то, что такая широкая аудитория может слушать мнения умных, честных и смелых людей.

Большое спасибо всем участникам встречи и организаторам.

Разное

Живу честно. Очень неудобна для администрации. Особенно в период проверки.

Ответы в соцсетях только в рабочее время 

Школы не должны сравнивать по результатам успеваемости, результатам ЕГЭ...Есть и другие критерии, по которым можно сравнивать школы...

Сегодня по ТВ сказали, что в Госдуму внесен законопроект об отмене ЕГЭ. Что думают директора об этом? И о ЕГЭ...

Все изменения в образовании последнего десятилетия крайне печальны. И для педагогов, и для родителей, и для детей. За авторство, за свободу, за творчество, за содействие! 

Однажды в анкете для родителей был такой вопрос: почему вы отдали ребенка в нашу школу? Один из ответов был таким: «Потому что у учителей в этой школе нормальные лица». Мне кажется, это очень правильный критерий.

Очень интересно! Хочется услышать от подростков, что для них ценного в школе!

Задания выдавали «кучами», т.к. в локальном акте прописано: урок – отметка.

Некоторые дети говорят, что школа без домашнего задания.

Про школы писали, что без домашнего задания.

Да, тоже про школы без домашнего задания слышал, что так дети говорят.

Чтобы дома могли прийти отдохнуть.

 

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Юрий Никольский 30 июля 2020 15:01

О проблемах сказано. Надо что-то делать. Все говорили о проблемах в рамках существующей образовательной системы. А ведь есть попытки создать свою школу. К примеру, на https://school4me.ru/steps. Как к этому относятся те, кто уже участвовал в планерках? Можно ли пригласить к планерке тех, кто пытается создавать проекты новых школ, современных подходов к образовательным процессам? И ещё. Среди молодежи становится популярным лозунг "Воспитай айтишника!". Я помог им, сформулировав основные принципы их лозунга -> https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/24693-vospitay-aytishnika. И это ещё одна из тем, которая была бы интересна родителям. Конечно, ещё и тем учителям, которые ориентированы на родителей.

Другие публикации автора

Поделиться: