15 мая большинство московских школьников завершили учебный год. Пожалуй, его можно назвать одним из самых неожиданных и необычных за последние десятилетия. Дистанционное обучение, в которое пандемия коронавируса ввергла все школы России, вызывало бурную реакцию с момента его введения. Мы спросили у учителей, активистов и директоров, что спустя два месяца они думают о дистанционке.
«Дистанционка хороша тогда, когда она дополняет основное образование»
Леонид Кацва, автор учебников и пособий по истории России, педагог московской школы № 1543
Перевод всей школы в онлайн возможен только в катастрофических условиях. Рассчитывать на то, что это станет постоянным явлением, я бы не стал. Больше того, считаю, что это было бы крайне вредно. Дистанционка хороша тогда, когда она дополняет основное образование. Предположим, когда ещё не было никакого интернета и никаких компьютеров, а была просто почта, дети из отдалённых регионов Советского Союза дополнительно обучались в так называемой Всесоюзной заочной математической школе, (ВЗМШ).
«Общение с учителем — это передача не только знаний, но и ценности и смысла культуры»
Евгений Ямбург, директор школы № 109
Безусловно, за эти месяцы накоплен бесценный опыт, в том числе и методический. Ведь в дистанте очень многие вещи можно было сделать и компактно, и быстро, и дифференцированно работать с ребятами. Были и электронные средства, и онлайн-конференции, всё это очень мило и симпатично. Но никогда никто не заменит живого общения с учителем, потому что это не просто передача знаний, а передача ценности и смысла культуры.
Днем я директор школы, а вечером и ночью — режиссер, у меня своя театральная студия. Каждый март у нас проходит спектакль, и в этом году он был для меня самым тяжелым. В мюзикле «Бледная Лиза», который мы ставили, центральной фигурой была девочка, у которой онкология, а сама постановка с технической точки зрения была сложнейшей, мы готовились весь год.
И вот всё уже готово, декорации стоят — и вдруг 20 марта выясняется, что мероприятия на больше чем 50 человек запрещены
Я тогда всю ночь не спал и думал, как сообщить детям эту новость. Но потом решил: мы не хуже группы «Би-2» и можем давать спектакль онлайн. И они в пустом зале играли как в последний раз — блистательно. Его посмотрели тысячи человек и смотрят до сих пор.
Вот вам сочетание живого общения с детьми и передачи этих ценностей — и современных технологий. Эти два коромысла нужно держать в равновесии. Игнорировать те средства коммуникации, которые сегодня появились, было бы глупо. Но в то же время нельзя быть фанатиком цифры. Дети сейчас находятся на дистанте, но шлют нам виртуальные «обнимашки» и очень хотят увидеться: вот они — нормальные современные дети.
«В условиях пандемии домашка стала ключевым раздражителем для родителей»
Артем Соловейчик, лидер движения «Школа — наше дело», член исполкома партии «Новые люди»
Я постоянно собираю мнения учителей о том, как идет дело. Мнения самые разные, но то, что школьное образование изменилось молниеносно, — это факт.
Сейчас нам ясно, что ситуация, в которой оказались дети, учителя и родители — результат грубых стратегических ошибок в образовательной политике, допущенных прежним составом Министерства просвещения. Ставка на «школу памяти», игнорирование потребностей в цифровом образовании, попытка вернуть в стандарты архаичные результаты образования — все это привело к тому, что учителя стремятся впихнуть в ребенка максимум учебного материала.
Простое, но трагическое следствие такого подхода — объем домашних заданий оказался неподъёмным для школьников и в условиях пандемии стал ключевым раздражителем для родителей. Ведь они лицом к лицу столкнулись с необходимостью вместе с ребятами сидеть над домашкой.
Кроме того, ошибкой было напихивать компьютеры в школу, а не обеспечивать каждого школьникам гаджетом. Более того, была развязана война с гаджетами, их даже пытались запретить. Дети, учителя и родители стали заложниками некомпетентного управления системой школьного образования.
Теперь мы видим продолжение этой некомпетентности: ситуация с ЕГЭ никак не может разрешиться, напряжение в семьях возрастает. Зачем нам такое министерство, которое не только не управляет, но и создает гигантские проблемы для детей, учителей и всего общества?
«Ничто не заменит живого общения с ребёнком»
Анна, учитель английского языка из Архангельской области
За этот месяц я достигла таких вершин в использовании интернет-технологий, о которых раньше и не мечтала. Это очень развивает. В то же время ничто не заменит живого общения с ребенком. Сейчас на дистанционку усилий тратится много, движешься как локомотив, а желаемой цели все равно не достигаешь. Из-за этого все время испытываешь чувство неудовлетворенности: не так объяснил, не так проверил, как хотелось бы.
«Нельзя забывать о технической доступности онлайн-обучения»
Тамара Эйдельман, преподаватель истории школы № 1567, заслуженный учитель России
Надеюсь, онлайн-обучение, которое стало для нас вынужденным, после кризиса станет желанной формой с новыми интересными находками и неожиданными открытиями. Только нельзя забывать о технической доступности этого формата (высокоскоростной интернет в школе и дома) и готовности учителей к применению информационных технологий и ресурсов: с этим будет связано еще много сложностей.
«Нужно помогать родителям, которым теперь нужно во многое вникать»
Елена Маханова, учитель русского языка и литературы московской школы
Нужны единые требования к ведению онлайн-уроков для ряда предметов.
- обзор тем, которые ученики должны рассмотреть самостоятельно, подача нового материала с использованием презентаций (схожих по стилю и оформлению), опорных конспектов, четких схем, таблиц;
- выстраивание диалога с учениками по проблемным вопросам;
- разбор трудных разделов на примерах, подробно пояснять выполнение ДЗ — всего того, что сложно было бы, по мнению учителя, изучить ученику самостоятельно.
Учителям нужно дать право выбора формы ведения видеоурока, проверки знаний и контроля, оценивания домашнего задания. Где-то ему требуется помогать родителю, которому теперь нужно во всё это вникать: как организовывать день ребенка и следить за тем, чтобы он вовремя выполнил домашние задания, не прогулял онлайн-урок или не опоздал на дистанционное мероприятие.
Какие выводы должны сделать школы по итогам дистанционного обучения
Научные сотрудники Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Семионова и Галина Токарева, которые оперативно исследовали готовность российских школ к дистанционному обучению в условиях пандемии, пришли к следующим выводам.
«Во-первых, учителям необходимо оказать методическую помощь в организации дистанционного обучения. Наши опросы показывают, что педагоги очень заинтересованы в этом и готовы развиваться в данном направлении.
В связи с этим необходимо обеспечить массовое если не обучение, то консультирование учителей по использованию дистанционных образовательных технологий в тех регионах, где это возможно, а также дать педагогам возможность пользоваться ресурсами, которые есть у организаций, имеющих опыт проведения дистанционных занятий со школьниками. В частности, необходимо оповестить учителей, что крупнейшие российские EdTech-проекты бесплатно открыли свои сервисы для школ по всей России, стремясь помочь учащимся школ продолжить обучение в режиме самоизоляции.
Во-вторых, переход школьников к дистанционному обучению требует, чтобы не только учителя, но и родители были проинструктированы, как помогать детям, особенно младшим школьникам, в их обучении в новых, непривычных условиях.
Особого внимания требуют те семьи, в которых родители в силу разных причин не могут помочь ребенку в освоении материала, который подается в дистанционном формате
По причине стресса, который сейчас характерен и для школьников, и для учителей, было бы целесообразно отказаться на некоторое время от выставления учащимся оценок, пока новые технологии не будут освоены как взрослыми, так и детьми.
В-третьих, школы должны готовиться к тому, что при переходе к традиционным формам обучения значительной части учеников потребуется повторное прохождение того учебного материала, который был дан дистанционно. А это означает, что школы должны предусмотреть, как они будут организовывать образовательный процесс в новом учебном году с учетом решения нестандартных задач (которые они раньше не привыкли решать).
В-четвертых, необходимо совершенствовать образовательные платформы и улучшать техническое оснащение школ. Система образования должна двигаться именно в этом направлении».
Перепечатано с сайта:
Обсуждение