По нехоженым дорогам воспитания. Через горы к морю. Мероприятивному подходу в воспитании – нет!

20 сентября 2020 // Марианна Бузоева

Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 13

17 сентября 2020 г. состоялась тринадцатая Всероссийская планерка родителей и учителей. На встрече говорили о переходе на новую редакцию Закона об образовании в РФ по вопросам воспитания обучающихся. Тема планерки: «По нехоженым дорогам воспитания. Через горы к морю. Мероприятивному подходу в воспитании – нет!»

 

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • Новые старые задачи воспитания в соответствии с обновленной редакцией Закона об образовании в РФ
  • Воспитание в лицее Щетинина. В чем секрет?
  • Неформальное решение формальных задач. Проект «Отец и Сын»
  • Частная инициатива в решении государственных задач воспитания
  • Если мероприятие стало событием, то оно случилось

 

Участники встречи:

Вячеслав Викторович Лесовик, предприниматель; выпускник лицея Михаила Петровича Щетинина в селе Текос Краснодарского края; организатор проекта «Отец и Сын» | Информация о проектах Вячеслава Лесовика в Инстаграм https://www.instagram.com/slava_lesovik/;

Иван Александрович Моручков, заместитель декана факультета бизнеса «Капитаны» в РЭУ им. Г.В. Плеханова; руководитель сети предпринимательских клубов для школьников «Школа дела» | Проект для школьников Ивана Моручкова https://shkola-dela.ru/;

Артем Симонович Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября»; модератор встречи. 

 

Посмотреть запись планерки можно 

 

Проекты ведущих 

 

Бытует мнение, что школа перестала воспитывать детей. 

В мае 2020 г. по просьбе Президента РФ в «Закон об образовании» были внесены поправки, касающиеся воспитательной работы в школе. Согласно поправкам воспитание понимается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследие и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». 

Конечно, детей воспитывать нужно. Но важно при этом не погрязнуть в рутине планов воспитательной работы и мероприятий, которые не интересны ни детям, ни взрослым. 

 

А можно ли выстраивать воспитательную работу в школе и за ее пределами по-другому? Что значит «воспитание» с позиции выпускника школы Щетинина?

 

Вячеслав Лесовик

Что для меня воспитание?

В школу Щетинина я попал в 13 лет. И с того момента кардинально изменилось мое миропонимание, ощущение жизни вообще. Я из обычной школы попал совершенно другую обстановку. Где другим было не просто обучение, а сама жизнь. Кроме предметов там ещё есть огромный спектр того, что мы делали. 

Прежде всего в школе Щетинина меня научили думать, мыслить, видеть личность. 

Конечно, я приобретал очень много разных знаний, и по школьным предметам, и технических каких-то – ведь мы там и строили с самого детства. Михаил Петрович вкладывался в каждого из нас. Он видел наши лучшие черты и к ним обращался. В каждом он находил что-то большое, и его внимания хватало на каждого ученика. Конечно, через старших, через руководителей. Но очень часто были и личные встречи, разговоры. Мы общались с ним, беседовали...  

Сам контекст, в который я попал, был пропитан развитием и настоящими человеческими качествами. Это не могло не повлиять на мою жизнь. 

Есть мнение, что выпускники школы Щетинина не могут найти себя в обычной жизни, что в лицее – замкнутая система, вырваться из которой трудно. Это совсем не так. Доказательство тому – моя жизнь и жизнь моих друзей. Очень много выпускников, которые реализовались и стали успешными в той или иной сфере, достигают хороших результатов в своем деле, живут счастливой жизнью: у них есть семьи-дети-бизнесы… Возможно ли это было бы без школы? Лично я свои успехи на 100 % связываю со школой и очень благодарен Михаилу Петровичу, школе, учителям. 

Я рос без отца. До 13 лет меня воспитывали мама и бабушка. А Михаил Петрович по сути заменил мне отца. Михаил Петрович и школьный тренер по рукопашному бою… 

Я считаю, что у меня есть всё, чтобы создавать, делать, творить, жить счастливо. 

 

Практически перед началом нового учебного года отцы и сыновья взяли снаряжение и отправились в поход. В горы. Через горы – к морю. Что это было за событие? Почему оно оказалось важным и для отцов, и для сыновей? 

 

Вячеслав Лесовик

Во время нашего похода я взял интервью у каждого ребенка и у каждого отца – о воспитании, о походе, о взаимоотношениях. Скоро выйдет наш полноценный фильм об этом…

Откуда взялась идея такого похода? Я много общался с Михаилом Петровичем Щетининым, прочитал его книгу «Объять необъятное», начал писать о нем диссертацию и полностью погрузился в мир педагогики. Я осознал, насколько важна это профессия в жизни каждого человека. Насколько важно и как трудно воспитывать собственных детей. Я соприкоснулся с педагогикой. И у меня стало получаться. Я видел результаты детей и слышал от них благодарность. И я решил соединить то, что у меня стало получаться, с тем, что я люблю. 

А люблю я горы и море. Потому что в этих стихиях человек по-настоящему раскрывается, ты понимаешь, что за человек рядом с тобой.  Тут ни у кого не получится быть искусственным, ненастоящим. Каждый – какой он есть на самом деле. А еще… люди там сближаются очень сильно и переживают единение. 

Четыре дня, 52 километра. Без сотовой связи. Только горы, реки, из которых можно пить, заповедник, зубры, медведи… Красивейшие места. Человек отрывается от привычной жизни, от повседневности, от дел и проблем и вместе с сыном попадает в завораживающую первозданную природу. 

Ко мне подходили отцы и говорили, что они узнали своих сыновей, увидели их совершенно другими и что это было самое волнующее событие в их жизни. Наверное, удалось создать контекст, где отец и сын получили возможность в течение четырех дней просто общаться, услышать, найти, обрести друг друга – настоящих. 

Это был сложный переход и организационно. Нужно было многие моменты состыковать. Но у нас все получилось. И даже погода в те дни была идеальной, хотя обещали дождь… 

А когда мы после походы вышли в море на яхтах в Сочи, всё море было в дельфинах. Как будто они ждали и встречали нас. 

Для меня «Отец и сын» – это не финансовая история. Это та область, где я хоть чуть-чуть могу изменить, улучшить мир. И мне приятно, что в моем деле его творчество отражается. Мне нравится это делать. Всё получается. 

 

Что из того, что происходило в школе Щетинина, из этого опыта, могло бы пригодиться, в обычных школах, в массовых школах? 

 

Вячеслав Лесовик

Один из ключевых моментов… Михаил Петрович научил нас любить людей, любить жизнь и любить мир. 

Это очень тонкое понятие. Но он смог нам передать это. И я ему за это очень благодарен. Это во многом определяет будущее детей, их успешность, уровень их счастья. Это важная составляющая воспитания – любовь к людям, к жизни, к миру. 

Что-то конкретное? Я какие-то вещи внедряю. Есть система погружения. У нас она в школе она реализовывалась и работает на 100 %. 

Я служил в спецназе. Там прыгал с парашютом. Но сейчас, в спорте, я не могу прыгать, эти прыжки не засчитываются. Летом мы с друзьями поехали на учебу в Рязань. Учиться нужно минимум неделю. Кто-то год учится… Там целая программа. Много экзаменов и зачетов. Мы отключили телефоны и сконцентрировались полностью на теме. Мы прошли программу за три дня. Инструктора очень удивлялись: «Откуда вы такие взялись? Как это удалось вам так быстро?» Погружение. Михаил Петрович. Когда фокус держишь на чем-то одном, результативность сильно повышается. Я с детства все предметы постигал именно так. Система погружения позволяет видеть не раздробленные знания, а именно в системе. 

Еще один элемент – создание чего-либо. Мы школу строили сами. И поэтому нет в строительном процессе чего-то, чего бы я не знал и не умел делать. Раньше я думал, что это трудотерапия. А недавно начал понимать, что за этим – созидание. Создание чего-то, где можно увидеть результат. А это тоже формирует человека. 

Если отец и сын вместе строят дом!?

 

Проект «Капитаны» существует уже много лет. Это тоже другой подход, другая школа, другое событие, другое воспитание…

Школа, дом – везде есть возможность работать с детьми, подростками не формально, а по-настоящему. Главное – оставаться на одной волне.

Иван Моручков

Вос-питание человека – что-то его питает.  Образование – это создание образа. У тебя появился образ, ты ему следуешь. Это две вещи, которые формируют человека. Ещё культура, но она от слова «культ», с этим надо обходиться аккуратнее. 

Если говорить про воспитание. Что тебя питает? Питает тебя в первую очередь среда. Это то, где ты находишься, кто вокруг тебя, что ты видишь, с кем ты разговариваешь. Можно до бесконечности тебя грузить какими-то умными речами о том, что есть Родина, есть экология, есть то, есть сё, и ты будешь продолжать относиться к этому равнодушно. А можно один раз это прожить, сделать частью своего жизненного опыта. И тогда это навсегда останется с тобой, это тебя потом питает всю жизнь. Всё вокруг, что тебя питает, это и есть воспитание. 

Если говорить про воспитание, и про «капитанов», и наши другие проекты, – это создание вокруг человека среды, которая его бы дела лучше, а не хуже. 

Если в твоей среде принято отжиматься, ходить в походы, вежливо друг с другом общаться, тогда она тебя питает. И ты становишься среде под стать. Конечно, не всегда, не стопроцентно. Ты просто сам выбираешь определенные ценности сообщества и пытаешься с ними идти дальше по жизни. 

Поэтому, всё что мы делаем, – это создание ценностно ориентированного сообщества с целью питать человека определенными ресурсами этого сообщества, совершенно разными, от каких-то конкретных советов, до материальных ресурсов поддержки.

Формирование среды – это наша задача, общероссийская, общечеловеческая. И если мы сможем на вопрос среды ответить правильно, честно и вокруг ребенка создать эту среду не только и не столько посредством мероприятий, а только посредством формирования этой культуры, формирования этого переживания внутри себя. По тем тематикам, которые были заявлены в законе: экология, любовь к Родине, любовь к семье… Если ты любовь к Родине через любовь к маме, своему товарищу, своему двору можешь пережить, если ты что-то сделал хорошее в своем дворе, потом кто-то пришел и нагадил, тебе обидно, у тебя переживание, потому что любишь свой двор. А если не сделал ничего, то, наверное, и не любишь… Вот, как мне кажется, это работает. 

 

Тесно сотрудничая со школами Москвы и всей страны, вы со своими друзьями создаете свою школу. Зачем? Расскажите о ней, пожалуйста. Почему нужно было свою школу делать?

 

Иван Моручков

Просто я долго работал в системе образования и в обычных школах. Я понимаю, что сейчас из школ уходит творчество. И его никто не догонит. Все гонятся за показателями, оценками. А личности там я не вижу… Куда-то бежим. Куда? Не знаю. Бежать не хочу. Всё сопротивляется.

Юность – это время глубокого восприятия мира – спокойного, когда ты можешь остановиться, послушать, посмотреть, как листики шуршат, собачка бегает…

Я против школы-цеха. Я против школы-корпорации. Я за школу – творческую лабораторию, где дети могут себя познавать, себя переживать. Такого я не мог найти. Есть много хороших школ. Разных. Это прекрасно, когда есть разные школы для разных детей. Важно чувствовать ребенка, важно понимать, что у него в душе. И поэтому свою школу строить пришлось. Если бы была другая школа, то тогда, наверное, и не строили бы…

Главный акцент, практически всё в этой школе – это воспитание. Образования там в классическом понимании меньше. Там – походы, чтения на улице, приключения. Мне кажется, что школа и детство – это вообще большое приключение. Если оно удалось, то, значит, дальше идешь как-то вообще с легкостью по жизни. 

 

В ходе прямого эфира на всех площадках работал чат. Общий чат с разбиением на категории – ниже.

Воспитание

От души приветствую тему обсуждения. Свою позицию по поводу так сказать нового воспитания, обозначенного в Примерной программе, разработанной Министерством просвещения, высказала в статье «Воспитание! Воспитание? Воспитание...», которая размещена на сайте движения «Школа – наша дело» (за что еще раз хочу высказать благодарность руководству движения).

Речь о воспитании. Что такое понятие воспитание. Воспитание есть процесс приведения в баланс социального статуса и уровня социальных притязаний. Мои педагогические статьи на тему воспитания читайте на сайте самиздат

Воспитывает среда. Среду создает воспитатель? Учебный процесс, выстроенный под воспитание → https://nashedelo.ru/a/sotsializatsiya-cherez-osnovy-predprinimatelstva ← проблемно-деловые игры создают ту самую среду, которая нацелена на воспитание.

В школе Тубельского великолепна вела уроки по литературе Неля Гайковна. Там было погружение в обстановку героев литературного произведения. Это воспитание с более глубоким пониманием русской классики.

Занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью с учениками. Ценю сотрудничество ученика, учителя и родителя, тогда и мотивация, и результативность, и развитие.

Воспитание – это не мероприятие, а совместная деятельность. Воспитываемый имеет право на выбор в совместной деятельности. Воспитатель должен иметь авторитет, но не быть начальником, подавляющим инициативу воспитываемого.

Рейтинг школы – это форма соревнований с движением в заданном направлении вместо выбора наиболее эффективных форм работы (https://nashedelo.ru/a/vybor-vmesto-sorevnovaniya).

Слово патриотизм скомпрометировали те, кто сузил его до военно-патриотического.

Очень важно писать планы по воспитательной работе, календари мероприятий. Это хоть как-то дисциплинирует тех, кто вообще об этом не задумывается. Но, конечно, это палка о двух концах! Понятно, что воспитание – это не только отчетные красивые мероприятия. Это прежде всего, ежедневный совместный труд педагогов, родителей, властей. Это среда, это личности, которые окружают детей. Об этом надо помнить!

Я думаю, что разговор и идёт о том, что не беседы, классные часы, праздники, именно совместная деятельность с родителями и есть воспитание.

Щетинин

Вячеслав Викторович, лучше о своём учителе и его деятельности не скажешь! Спасибо Вам за память о ЧЕЛОВЕКЕ И УЧИТЕЛЕ!!!!

Мне интересно, как лицеисты поддерживали отношения со своими отцами во время жизни в интернате.

Как мудр был Щетинин!

Нина Костарнова: Артем, я педагог с большим стажем. Сколько работаю, столько и занимаюсь нетрадиционным воспитанием: походы, экскурсии, исследования... В 90-х зачитывалась статьями в газете «Первое сентября», буквально поклонялась Симону Соловейчику, посетила однажды Школу Щетинина в станице Азовской, пыталась переносить его принципы на свою школу. И что-то получалось. Система, конечно, нас давит, ломает, но у меня всегда были прекрасные ученики. Многое зависит от нас самих. Продолжая тему «Отцы и дети», Артем, у вас был необыкновенный отец, и он гордился бы вами! Вы достойный сын своего отца! Так держать! Спасибо! Нам, учителям, нужны такие передачи, нужна моральная поддержка, а еще надо знать, что труд Щетинина не напрасен, что школа Щетинина жива! Успехов вам!

Ann Lillo: Какие вы молодцы! У Щетинина должны быть последователи. Успехов вам в пути! 💖💖💖

Ведущие

Заинтересовал проект «Отец и сын»

До мурашек...

Проект – просто бомба! Молодцы!

Сильно, трогательно, ответственно... Восхищаюсь!!!

Это здорово! Ребенка такое общение только закаляет и дисциплинирует

Успехов Вам, Вячеслав Викторович!

Отличный проект!!!

Великолепный проект!

Проект-поход стал событием. И воспитание наверно должно состоять из разнообразных эмоциональных и значимых событий. Среда должна быть насыщенной такими событиями.

Проект «Отец и сын» воспитает настоящих мужчин.

Восхитительный проект

Проект «Отец и сын» очень нужный. Мальчишкам очень повезло. Поход объединяет сына и отца в естественных условиях природы.

Спасибо Вячеславу! Очень важное дело в наше время все большего погружения ребят в дополненную реальность.

Спасибо огромное! Об этих вещах нужно кричать.

Творчество рождает радость. Радость дает базу для будущего успеха. Еще творчество дает умение и опыт. Иван Александрович Вы на правильном пути. Учеба должна быть – как дыхание.

Какие вы молодцы, ребята!

Мне особенно начало понравилось. Спасибо за позитив

Замечательный проект! Я думаю, что девочки тоже могли бы участвовать в таком проекте! Общение детей с родителями, тем более на природе – это неоценимо!

Скажите, пожалуйста, как построить данную методику воспитания с детьми, у которых нет одного родителя (чаще папы)? И как быть при воспитании детей из интернатов? Как их воспитывать по Вашей методике?

Иногда побеждают идеи, а не просто их материальное проявление.

Хорошо, когда есть увлечённые люди

Самоутверждение, радость созидания

Спасибо за общение. Прекрасный проект. Интересный разговор.

Вячеслав, Иван, Артём… Спасибо огромное!!!

Большое вам спасибо!!! Столько интересных идей, позитива, творчества! Это все очень важно для нас!

Спасибо! Каждая интересная идея ценна...

Большое спасибо за идею, опыт и мечту.

Благодаря таким участникам мы добьемся успехов в воспитании не только подрастающего поколения ))) Удачи вам, молодежь!

Свой опыт

В школе Тубельского 6 разных мастерских, которые все дети по кругу за два года проходят, независимо от гендера.

В 32 гимназии г. Белгорода все ученики больны туризмом со своим руководителем. Серьезно занимаются этим делом на высочайшем уровне. Мальчики и девочки отличаются от других своей взрослостью, воспитанностью. 

Приветствую всех участников вебинара! К сожалению, не могу войти, чтобы слышать спикеров. Уважаемые коллеги! Я серьезно занимаюсь проблемой построения целостных воспитательных систем. Есть пособия, курсы, вебинары. Есть пилотные площадки. Обращайтесь.

Поделитесь, разместите на этом сайте статью. Нам интересно.

Сердце и душа болит за то, что пытаются окончательно убить воспитание. Звоните 8(905)017-31-33; пишите: zabawa@list.ru

На сайте движения есть моя статья «Воспитание! Воспитание? Воспитание...». Буду благодарна за ее прочтение и отклик.

Именно так нас и учили, воспитывали. Мне 56 лет. 

У нас очень хромает мужское воспитание.

Надо возвращаться к КТД! (коллективно-творческим делам)

В Москве есть «Школа мужества» частного плана. Они ходят в походы, занимаются спортом – папы ведут занятия, работают с психологами. Тоже очень интересный опыт.

Мы на Дальнем Востоке регулярно ходим в походы. Дело, по сути, не в этом. Вот эти общешкольные мероприятия, которые мы по инерции проводим в школе, детям уже тягостны. А педагоги иначе не могут. Как им логично и здраво объяснить. Я ожидала ответа.

Большое спасибо моей учительнице Марии Ивановне Филипповой за походы классом. Ходили с 5 класса с большими рюкзаками за спиной, с ночевкой. Там и были и девочки, и мальчики. К походам мы готовились до самого похода. Учили песни, ставить палатку Мне сейчас 55 лет. Я до сих пор помню.

У нас девочки больше ходят в походы по Западному Кавказу. Ходим каждое лето. Но вот как привлечь родителей?

Важно чувствовать ребёнка.

О планерке

«Учитель учится всю жизнь!»

Всё новое – хорошо забытое старое!!!

Отлично, что мужчины на экране!!!!

 

 

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Юрий Никольский 23 сентября 2020 08:13

Вы прошли по ссылкам тех сайтов, которые финансируются на средства налогоплательщиков? Тогда сравните их с теми сайтами, которые сделаны на средства тех, кто уплатил налоги. Принципы работы с подрастающим поколением для родителей и учителей → https://future.mel.fm/ => а ещё сайт, в котором есть информация даже для методистов → https://lllab.eu/ => Создатели сайтов не отделили воспитание от образования, а патриотизм от полезной деятельности. Разделение возникает только в головах тех, кто далек от профессиональной деятельности в образовании. Эти сайты я увидел, когда уже дал предыдущие комментариями, а потом решил поделиться этой информацией здесь.

Юрий Никольский 21 сентября 2020 10:00

Добавлю о роли родителя. Воспитание — процесс, изменяющийся в зависимости от возраста. Как школа должна учесть работу родителя, если те не планируют заранее? Ещё до школы можно гулять, фотографировать, а потом оформлять в сайт (с помощью воспитателя). Для примера воспитания «чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества» → http://4plus5.ru/500.htm. В седьмом классе воспитание «бережного отношения к культурному наследию» → https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/89271-uchimsya-lyubit-russkuyu-klassiku-3. В десятом классе воспитание «духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Эффективнее проблемно-деловые игры → https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/79416-osnovy-predprinimatelstva. А что есть на сайте Минпросвещения (https://edu.gov.ru/)?

Юрий Никольский 21 сентября 2020 10:05

Воспитание — процесс взаимодействия школы и родителей. На сайте Минпросвещения о воспитании нахожу лишь → https://edu.gov.ru/press/2917/sergey-kravcov-odin-iz-prioritetov-uchebnogo-goda-svyazan-s-realizaciey-zakona-o-vospitanii/ и https://edu.gov.ru/press/2919/vozvraschenie-vospitatelnoy-raboty-v-shkoly-obsudili-na-forume-liderov-studencheskih-iniciativ-pedvuzov/. На Едином национальном портале дополнительного образования детей http://dop.edu.ru/onlinecours читаю фразу «Нет информации». Набираю в Google фразу «Онлайн-курсы», мне зажигается фраза «Результатов: примерно 108 000 000 (0,61 сек.)». Выхожу по верхней ссылке и читаю фразу «Выбирайте из 130 000 онлайн-видеокурсов; новые курсы добавляются на сайт каждый месяц». Почему нет на сайте Минпросвещения? Оно организацию сузило до понимания распределения бюджетных средств и контроля? Контроль, а не развитие хотя бы через информирование? Как Минпросвещение планирует работу по воспитанию? Или будет лишь требовать от учителей и директоров?

Юрий Никольский 21 сентября 2020 10:09

Надо выйти по адресу http://dop.edu.ru/onlinecourses (в комментарии ошибочно указан http://dop.edu.ru/onlinecours)

Другие публикации автора

Поделиться: