Памяти великого Щетинина

10 мая 2020 // Руфь Браверман

10 мая — полгода, как ушел в облака великий российский педагог и философ образования Михаил Петрович ЩЕТИНИН. О значении этого великого человека для образования, мирового образования, ещё будут написаны библиотеки. У нас в этом сомнений нет. Оксана Савина записала свои диалоги с Михаилом Петровичем на самые важные, самые сокровенные темы нашей жизни вместе с детьми. С разрешения автора начинаем публиковать серию этих разговоров

*** О воспитании много лучше знал Михаил Петрович:

- Воспитательная программа - Вы правда думаете, что это бумага? Или что это Вы думаете?
- Я думаю, это обязательный документ.
- А откуда Вы думаете, он возьмется?
- Я только наблюдатель. Я думаю, что это лишнее, что бумага - для науки, как у Вас или у Тубельского, чтобы потомкам оставить; и для остальных - списать у других и отчитаться, а делать по-своему; а есть еще те, кто с детьми отбывают, и они тоже списывают, и по списанному делает. Но последнее - не от души, мне это жаль.
- Мне всё это жаль. Однажды у меня спросили: Где Ваша воспитательная программа? Я начал искать. Искал у себя по карманам. Искал под столом. Вышел к секретарю, спросил: вы мою воспитательную программу не видели? Шутил над ними. А они даже не поняли.
- Я тоже думаю, что это не то.
- Конечно не то. Воспитательная программа совсем другое: собираешь детей в круг. Учителей. Воспитателей. И начинаешь спрашивать: что вы хотите? Зачем? Это главный вопрос - Зачем. Я не говорю о традициях, это другое. А воспитательное развитие - совершенно другое, это выбор, когда дети сами выбирают, что они будут делать.

Воспитание — это не просто слово, это понятие, в котором второе слово утрачено, а полное ведь "воспитание души", понимаете разницу? В таком разрезе - это не праздники, и не шарики, и не в пятом ряду на десятом месте, а там тебе кто-то пляшет и поет. Это когда развивается душа, ищет добрые отклики, радуется. Самое лучшее для ребенка - результат его труда, когда все видят, что он умеет, как научился. Так вот собираете детей вкруг и спрашиваете: что делать будете? Зачем? Для кого? Когда? И вот так пишется воспитательная программа. Не на бумаге, а тут, в круге. И остается в памяти, каждый ждет, когда в свою очередь сделает: сошьет, посадит, покрасит, распишет. В конце - праздник. Праздник - награда за труд. В этом - воспитание души: сначала договорись, согласись с коллективом, или убеди. Потом сделай - правильно, красиво, вовремя. Потом защити. Если не так сделал - переделай. А закончил - вот тебе праздник.

А по современному воспитанию все существенно важные этапы смешиваются, и ребенок, ни во что не вкладываясь, получает праздник просто так, и вроде его воспитали. Понимаете, фикцию? Как с этим согласиться? Вы - можете?
-Нет.
- Вот и я - нет. А можете себе представить, что для всех детей - одна воспитательная программа? Это - возможно?
- Да, Минпрос принял.
- Что Вы говорите.
- Целый институт писал.
- Институт? А институт причем? Это же дети выбирают, это их развитие. Ну, институту виднее. Но - не комментирую.
- А я комментирую.
- Ну и зря.

https://proza.ru/2020/05/05/1619……

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Поделиться: