Опять... двадцать пять

08 сентября 2020 // Руфь Браверман

Родители и дети начальной школы дружно встали в пикет из-за невозможности решить ситуацию, сложившуюся в классе

8 сентября в утренних новостях "Первого канала" был показан сюжет из начальной школы города Южно-Сахалинска.

Неслыханная ранее в городе ситуация – родители и дети встали в пикет перед входом на территорию школы.

Ситуация экстраординарная, а вот причина вполне знакомая всем нам и многим-многим родителям и учителям страны: мальчик с девиантным поведением терроризирует класс, не дает другим детям нормально жить и учиться. Ситуация возникла не вдруг, родители пытались решать её как могли, разговорами, обсуждениями, письмами и жалобами. Как говорит одна из мам на встрече с вице-мэром города: Нас никто не слышит!

Из классической формулы – "кто виноват" и "что делать" – хочется понять – А ЧТО ДЕЛАТЬ-то действительно? Неужели нет выхода из этой, такой знакомой многим и многим, ситуации? Ведь фактически в каждой школе есть один-два-три таких класса.

Из сюжета видно, что уже подключились надзорные и административно-карательные ведомства, вплоть до прокуратуры и следственного комитета. Не трудно предположить, виноватым назначат директора. А есть ли у него возможность решить такую ситуацию?

Давайте порассуждаем, что мы, как Движение можем, что родители вообще могут, через Управляющий совет или через Совет родителей, частное ли это дело класса или конкретных родителей?

https://www.1tv.ru/news/issue/2020-09-08/09:00#7…

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Юрий Никольский 08 сентября 2020 18:09

Это 3-ий комментарий, итог к предыдущим двум.
.........
Директор не отвечает за поведение отдельных детей. С ним можно обсуждать возможные варианты действий с детьми разных отклонений от нормы. Должностное лицо получает опыт, который приобретается лишь практикой. А практика появляется лишь при появлении в школе детей с девиантным поведением. На ошибках учатся все, включая директоров школ. К тому же, трудно оценить, чья была ошибка. Трудно оценить, когда человек несет ответственность за свои ошибки. Даже за очевидные случаи по законодательству необходим суд с адвокатом, а не только прокурором. Но и он требует предварительной оценки вины следствием. Если директора освобождать от должности, то не будет директоров, получающих практический опыт работы с подобными детьми.

Руфь Браверман 08 сентября 2020 19:09

в этой конкретной ситуации пока не понятно как поступит управление образованием города, в другой подобной ситуации в Москве, в известной нам школе 113 руководство образованием города поступило однозначно - назначили директора виноватым. И даже ещё циничнее, ребенка, подростка 15 лет, ударившего пожилого учителя, сделали героем программ на центральных каналах ТВ и в качестве моральной реабилитации пригласили почетным гостем открывать московский "дисней лэнд".

Юрий Никольский 09 сентября 2020 19:58

Важна общая атмосфера в классе. Как её создать? Опишу лишь один свой опыт. Это было в 90-х годах, когда я входил в группу консультантов по формированию стратегии развития одного из районных центров России (на средства фонда Сороса). Одна из проблем города — отсутствие подготовленных предпринимателей. Два преподавателя согласились заняться их подготовкой. Я передавал им свой опыт, ведя занятия в одной из школ. Класс оказался специфическим — напомнил мне обстановку из повести Куприна «На переломе (кадеты)». Подростки жаждали заняться бизнесом. Бизнес — это умение контактировать, понимать других, удовлетворять их желания. В ходе занятий пояснял, что навыки лучше отрабатывать на родственниках и на всех, кто рядом. Эффект был положительный. Класс перестал беспокоить преподавателей своим поведением. После появления интернета я развил свой подход (https://nashedelo.ru/a/sotsializatsiya-cherez-osnovy-predprinimatelstva). Журналисты -> о самих случаях, но не о причинах и не о профилактике.

Юрий Никольский 08 сентября 2020 18:00

Продолжение предыдущего комментария
......
Какая реакция была со стороны ребенка и родителей в ходе беседы? В частности, какая была реакция на предложения для обследования у психиатра, для работы с психологом, для перевода в другую школу?
Что предусмотрено законодательством для детей с девиантным поведением? Они состоят где-то на учете? Есть ли для них отдельные классы или иные формы изоляции от детей с нормальным поведением? Где учатся дети, состоящие на учете психиатров? Есть школы с усиленными формами контроля за детьми? В кадетских классах выше надзор за поведением детей?
У меня нет информации для ответа ни по одному из вопросов.
Я не пишу о домашнем обучении, хотя при разговоре с родителями можно предлагать им такой вариант.

Руфь Браверман 08 сентября 2020 19:04

Стало известно, что мама отказалась от прохождения психолого-педагогической комиссии (ППК) и от поддержки психолога. Хотя винить её сейчас было бы неправильно. Ситуация явно запущенная, взрыв назревал давно, значит много шагов просто упущено

Юрий Никольский 08 сентября 2020 17:57

Слишком мало информации, чтобы дать совет.
Проблема в области психиатрии или воспитания?
Я знаком со случаями, когда так проявлялась защитная реакция ребенка. Защитная реакция — это психология, а не психиатрия. Иногда достаточно перевести в другую школу. Знал одного ребенка, который только в третьей школе научился вести себя правильно. С этим ребенком и с его родителями работал психолог.
В случае с Южно-Сахалинском проблема могла проявиться ещё до школы, но родители тогда не сделали необходимых шагов для изменения ситуации. Тогда это может быть тот случай, когда обращение к психологу желательно.
В школе есть психолог? Как он сформулировал свое мнение?
Как велась беседа с ребенком?
Как велась беседа с родителями?
В беседах с ребенком и родителем сосредоточились о возможных последствиях, называли проблемы, предлагали варианты решения? Или говорили в основном о самих поступках, когда язык угроз стал основой беседы?
...
См. продолжение комментария

Другие публикации автора

Поделиться: