Сколь веревочке ни виться...

21 мая 2020 // Светлана Бердичевская

МБОУ центр образования № 28, с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока

Перефразируя классика с горечью констатируем: "Все счастливые школы не похожи в своем благополучии друг на друга, а вот каждая несчастливая школа как раз несчастлива практически всегда одинаково".

Снова прекрасная школа со своими традициями и крепким педагогическим составом, снова вероломное снятие директора по  абсолютно абсурдной причине, снова чёрная метка руководителю  и протесты родительской общественности с заявлениями в прокуратуру. И снова глухая чиновничья стена! 

Петиция родителей учеников  школы МБОУ "Центр образования № 28 с углублённым изучением иностранных языков города Владивостока" в защиту директора Светланы Викторовны Соколовой собрала на change.org почти 2000 подписей. Для города в 600 тысяч жителей, где и школ-то всего чуть больше ста – случай беспрецедентный.

Под  руководством Соколовой школа стала одной из лучших в городе. Светлана Викторовна большую часть своей жизни посвятила школе, в которой работает в должности директора с 2002 года! За время своей работы  талантливый руководитель восстановила обычную общеобразовательную школу практически из руин, превратив ее в статусное образовательное учреждение, известное не только во Владивостоке, но и в Москве, и в Российской Федерации в целом, и даже за ее пределами. Вокруг директора сплотился стабильный коллектив из прекрасных учителей города с авторскими программами. 

Светлану Соколову хотят уволить, несмотря на то что к ее работе  руководителя ранее, за 17 лет, не было никогда никаких претензий. Родители настаивают, что основания для увольнения вызывают массу вопросов. В мэрии же ссылаются на букву закона. Dura lex, sed lex.

Какова же формулировка для увольнения? Что же такое невозможное совершила директор школы, заслужившая фактически запрет на профессию по нормам dura lex?

Причина совершенно чудовищная! По официальной версии, представленной администрацией Владивостока, Соколову увольняют в соответствии с антикоррупционным законодательством с формулировкой "в связи с утратой доверия" из-за конфликта интересов: супруг Светланы Викторовны — рабочий по обслуживанию зданий школы (!), находился у нее, как у руководителя, в прямом подчинении.

Читаем документы: решение (Распоряжение) главы Владивостока об увольнении директора лишено логики. В подписанном 28 апреля 2020 г. Олегом Гуменюком документе указано, что работник не предпринимал меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. И тут же видим документы, имеющиеся в распоряжении администрации города, в Городском Управлении по работе с муниципальными образовательными организациями – эти документы подтверждают, что директор школы еще в марте выполнила рекомендации мэрии о выходе из комиссии по распределению стимулирующих выплат, а ее муж приказом от 22 апреля был уволен с 6 мая; сроки расторжения трудового договора были сдвинуты из-за обязанности отработать положенные по законодательству две недели. Он уже даже получил расчет!

После этого не было предъявлено предупреждений об устранении, не было ни одного взыскания у директора. А в мотивированном заключении комиссии  мэрии от 23 марта об увольнении рабочего по зданиям Соколова речи вообще не шло.

Затем Светлане Викторовне, естественно в устной форме, было предложено написать заявление об увольнении по собственному желанию. По словам Председателя городской организации профсоюза работников образования Людмилы Карамовой, такое добровольно-принудительное предложение вполне типично в подобной ситуации. Нередки случаи, когда руководители образовательных организаций не спорят и увольняются. Соколова отказалась.

Чиновники решили, что действия директора все-таки подпадают под статью антикоррупционного законодательства (!) в части “Конфликта интересов” и под статью 81 п. 7.1 Трудового Кодекса РФ, а конкретно под пункт "совершения виновных действий работником, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя”. Эта статья имеет особый правовой статус – увольнение руководителя по этой статье фактически ведет к запрету на трудовую деятельность в данной сфере, в народе такое увольнение называется “черная метка”. 

Очередной раз чиновники, ссылаясь на закон, сами действуют вне правового поля, явно вне интересов детей и родителей, выбравших Школу № 28, просто включив “каток” и вписав свое решение с высокой ставкой в заготовленный шаблон. Ведь в распоряжении главы города даже личные местоимения в отношении Светланы Викторовны стоят в мужском роде.

Вся ситуация говорит снова только об одном: о бесправном существовании директоров школ в действующей системе образования, об их фактически рабском положении, о дамокловом мече, который денно и нощно висит над каждым из них.

Можно выполнять или не выполнять предписания, можно быть талантливым руководителем и иметь огромные заслуги в области образования, а можно быть просто формалистом, не человеком, а функцией, как любит говорить Министр образования и науки г. Москвы, всё это не имеет никакого значения, к сожалению, но если тебя "заказали", то исход будет один. 

Есть одна хорошая новость. Похоже, образование в России становится престижным делом. Откуда такие выводы? Рейдерские захваты школ становятся привычной историей. 

Кому приглянулось хозяйство, которое за двадцать лет руководства привела в порядок Светлана Соколова, остается под вопросом. А ведь это четыре отремонтированных здания в городе, прекрасная школа, где налажено обучение английскому и корейскому языкам, обмен учениками, преподавателями из Южной Кореи, школа, где реализуются грантовые проекты на сотни тысяч рублей!

Сколь верёвочке ни виться, всё равно конец придет; как в народе говорится путь  беспредел себе пробьет перефразируем мы на этот раз народную мудрость. 

Напомним, что именно так было год назад и с московской школой № 1290 в Измайлове и ее директором Сергеем Владимировичем Красиковым, проработавшим на своем посту 25 лет. Школа была оккупирована чиновниками Министерства образования Москвы, огромным числом проверяющих инстанций, а также сотрудниками силовых структур, включая спецподразделение ОМОН. 

Захват директора, не пожелавшего уволиться по собственному желанию, группой ОМОН происходил в течение рабочего дня, посреди учебного процесса, на глазах у коллег и школьников. Уволили в итоге по абсурдной статье по отношению к руководителю образовательного учреждения 278, ч.2. ТК РФ (без  объяснения причин). И тот же запрет на профессию, та же “черная метка”.

Так было совсем недавно и с директором московской школы № 113  Давором Симовичем Тубой, на которого было оказано административное давление и которого принудили к увольнению. В результате Давором Симовичем было написано заявление по "собственному желанию".  Но вина директора в произошедшем инциденте (ученик с девиантным поведением ударил учителя) так и не была доказана, а истинная причина увольнения директора вскрыта журналистским расследованием и кроется в отказе от участия в  закупке дорогостоящего оборудования сомнительного качества, угрожающего здоровью детей. 

Как во Владивостоке, так и в обоих случаях в московских школах, родители массово встали на защиту своих директоров. Сколько таких историй по стране? Слышат ли эти голоса чиновники, руководители образования? А ведь обязанность учета мнения участников образовательных отношений, родителей и законных представителей несовершеннолетних, в том числе и по кадровым вопросам, справедливо закреплена в законе № 273-ФЗ “Об образовании РФ”.

И снова и снова мы задаемся вопросами: Сколько ещё будет продолжаться борьба чиновников с талантливыми, ответственными руководителями школ? Как долго еще произвол этих чиновников будет отражаться на качестве обучения наших детей, на их здоровье и безопасности, на их будущем? 

 

Эпилог

 

«А так можно было?»

 

На защиту Светланы Соколовой встали и коллеги-преподаватели, и все родительское сообщество, и местные СМИ и недавно созданное в Москве Объединенное движение родителей и учителей «Школа –наше дело». Одной из целей движения и является инициатива по созданию прямого диалога между родителями, учителями (которые и должны формировать общественный характер требований к укладу жизни школы)  и чиновниками от образования. 

В случае с московскими школами 113 и 1290, несмотря на огромный резонанс историй с волюнтаристским увольнением руководителей в прессе и отчаянную борьбу,  а точнее сказать битву родителей за своих директоров (родительский актив 113-ой школы даже организовал общегородской митинг «В защиту образования»), восстановить справедливость и должности не удается. 

Но история Светланы Соколовой неожиданным образом, по взмаху волшебной палочки,  разрешилась. Простите, видимо, все-таки не палочки, а по взмаху волшебной руки министра образования Приморского края Н.В. Бондаренко, которая внезапно, одним росчерком пера восстановила Соколову в должности, «проведя работу» с местной администрацией и лично с главой города Владивостока. «Успехи, достигнутые школой в последние годы, трудно переоценить, и в этом, безусловно, заслуга всего педагогического коллектива во главе  с директором»- говорится в письме на имя  Ольги Березнюк, главы попечительского совета в «Центре образования № 28. Всего сутки понадобилось главе города Олегу Гуменюку, чтобы «осознать свою вину. Меру. Степень. Глубину». 28 апреля 2020 года он подписал Распоряжение об увольнении директора Светланы Викторовны Соколовой по статье Трудового кодекса, напрямую связанной с нарушениями Закона о Коррупции, с последующим запретом на работу в сфере образования. А 29 мая утром Светлана Викторовна была вызвана в отдел кадров администрации города вместе с начальником кадров Управления образованием. И уже через два часа беседы С.В. Соколова вышла из администрации города с Распоряжением  Гуменюка о новом контракте на ОДИН ГОД. Правда в этом контракте есть пункт об испытательном сроке – 6 месяцев! 

Остается только недоумевать о случившемся и цинично сожалеть о том, что в Москве война двух корпораций в системе образования  делает такие «трюки» невозможными.

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Руфь Браверман 28 мая 2020 15:09

В данном случае ПОЗИЦИЯ АВТОРА выражает ПОЗИЦИЮ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ДВИЖЕНИЯ ШНД

Руфь Браверман 28 мая 2020 15:06

В этой ситуации профсоюз тоже занимает позицию защиты директора. По тем документам, которые опубликованы Городской профсоюз работников образования Владивостока считает, что нет причин для увольнения директора. Даже больше — директор выполнила все, предъявленный ей требования, устранила все замечания по проверке от городских властей. Но власти не слушают профсоюз. Сегодня, 28 мая пришло сообщение из Владивостока, что сегодня Соколовой ещё раз предложили написать заявление по собственному желанию и сразу же после её отказа предъявили распоряжение заместителя главы города и приказ о её увольнении, и даже расчет по увольнению прислали в течение часа после выдачи трудовой книжки.

Руфь Браверман 24 мая 2020 16:28

Юрий Никольский, поддерживаю Ваше мнение. Действительно, профсоюз может очень многое. Есть опыт, есть примеры. В московской Школе самоопределения Тубельского (ГБОУ г. Москвы "Школа самоопределения № 734 им. А.Н.Тубельского) три года назад большинство педагогов школы и дошкольного отделения массово вступили в независимый профсоюз "Учитель".
Это помогло сохранить коллектив "без потерь" при смене пяти!! директоров за эти прошедшие три года.

Юрий Никольский 23 мая 2020 09:15

Наличие профсоюза в школе (https://nashedelo.ru/article/22) снижает риски рейдерских захватов. Этот безобразный случай ещё раз о том, что профсоюз нужен директорам школ не меньше, чем учителям. Плюс к профсоюзу хорошо бы иметь представительный орган от родителей — что-то типа совета родителей при школе. А тогда рейдерские захваты перестанут волновать. Директор должен быть инициатором по формированию профсоюзной организации. Тогда в коллективе, я в том уверен, найдутся те, кто способен организовать сначала профсоюз, а потом и работоспособный совет родителей. Совет не в прежнем его понимании, а через открытое общение через сайт школы (иные формы, другая организация, раздел на сайте школы, как часть более общей структуры —> ШКОЛА — НАШЕ ДЕЛО).

Другие публикации автора

Поделиться: