ЕГЭ необходимо отменить, выпускников аттестовать по текущим оценкам, зачислить в вузы по заявлениям

04 апреля 2020 // Артем Соловейчик

Дело в чрезвычайном отставании решений наших руководителей от реальности. Мир вообще и мир образования изменились кардинально в кратчайший срок. Школа вышла за свои стены практически полностью. Школа теперь находится в домах, в семьях.

Интонация очеловечивания

Президент объявил, что ради здоровья всех и каждого нам всем нужно набраться терпения и оставаться дома, по крайней мере еще до конца апреля.

Для детей, учителей и родителей это не каникулы, а время напряженной учебы в новом, неизведанном и непривычном формате. Сколько это продлится, трудно представить, но нужно справляться. В сети жизнь идет полным ходом. И не виртуальная, а реальная. Это на улице пустырь, патрули и вирус, а в сети – поиск решений, обмен опытом, бурное обсуждение, – мир, полный жизни. Реальный мир стал ненастоящим, невсамделишным, а виртуальный – реальным, настоящим, по делу. Процесс с трудом, но пошел. Родители взяли на себя ответственность. Становятся тьюторами и даже продюсерами образования своих детей. Им некуда деваться. И делятся друг с другом своей эмпатией – от чтения сказок и книг на всю страну (аж из Испании читает книги вслух в онлайн-стриме Татьяна Лазарева) до совместной утренней зарядки-гимнастики по сети, совместного приготовления завтрака, конечно, совместного делания уроков и даже совместного «ничегонеделания».

Вопреки подозрениям об античеловечности цифрового мира, свалившийся на нас цифровой мир стал стремительно приобретать человеческие черты. Стал источником человеческого.

Так устроен человек. Такова наша природа. Улыбнувшись, потерев руки, помассировав мочки ушей для бодрости, мы способны на многое. Тем более что цифровая ткань жизни, в шалаше из которой собралась семья, словно ждала своего часа, чтобы стать новой ступенью человеческого в нас.

Интонация бюрократическая, «под собою не чуя страны»

В этом смысле, когда я увидел ответ ВРИО руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева на вопрос о возможности сдачи ЕГЭ на дому, что «Тех экспертов, которые делают эти заявления, ни в одной рабочей группе за шесть лет (а группа заседает еженедельно) мы ни одного из них не видели. У нас нет формы и технологии проведения ЕГЭ на дому», я почувствовал сильную неловкость за спикера.

И дело даже не в том, что мир не ограничивается кругом привлеченных в ведомственные рабочие группы экспертов, это, конечно, печальная позиция, но не смертельная. Хотя, если рабочие группы ведомства формируются самим ведомством и в них не попадают эксперты, представляющие альтернативные точки зрения – это вопрос к способу формирования рабочих групп, а не к тем экспертам, которых руководство ведомства не видит еженедельно.

Дело в чрезвычайном отставании решений наших руководителей от реальности. Мир вообще и мир образования изменились кардинально в кратчайший срок. Школа вышла за свои стены практически полностью. Школа теперь находится в домах, в семьях.

А руководители продолжают руководить так, как будто школа все еще стоит на том месте, где стояла.

И во многом это происходит из-за того, что в выстроенной системе школьной аттестации не рассматривались, не изучались, не подготавливались альтернативные варианты завершения школы и поступления в вузы. Теперь, когда обстоятельства изменились кардинально, у ведомства не оказалось видимой возможности перестроить «стройную» схему ЕГЭ. Стройную настолько, что, по словам руководителя Рособрнадзора, из нее невозможно вытащить ни одного кирпичика...

А если пандемия и карантин затянутся? Есть такая вероятность? Какой план «Б»?

То, что до сих пор разработок в этом направлении нет, считаю стратегической ошибкой образовательной политики последних лет.

Так или иначе наивно, если не преступно, не замечать, по какому графику идет развитие пандемии коронавируса в других странах, а теперь и в нашей стране. Самонадеянно полагать, что вирус подчинится графику сдачи ЕГЭ и зачислению в вуз. На наших глазах происходит как раз обратное – неделя самоизоляции переросла в целый месяц. А что будет дальше?

На фоне общей неопределенности жизни задача руководства – сделать ближайшее будущее в образовании определенным для школ, для выпускников, для родителей.

Определенность в том, чтобы не гадать, когда завершится пандемия, а принять решения, выполнимые независимо от развития ситуации с коронавирусом. То есть запланировать и последовательно реализовать то, что от нас зависит, направив силы, ресурсы, поддержку в эту сторону. Взяв такую установку на вооружение, Министерство просвещения и Рособрнадзор сами придут к следующим решениям.

Необходимые решения

  • Учебный год школы страны будут завершать в дистанционном режиме. В предстоящие два месяца целенаправленно развиваем эту компетентность у педагогов и управленцев страны. Направляем силы и ресурсы (в том числе денежные и в том числе высвобождающиеся от этого и других решений) на развитие и обеспечение онлайн-образования, включая обеспечение достаточным интернетом и устройствами каждого школьника. Компьютеры из школ могут перекочевать в дома, где их не хватает.
  • Отменить ЕГЭ в этом году. Аттестовать по результатам обучения в школе. Перенаправить гигантские ресурсы – человеческие, материальные и денежные, управленческие – выделяемые каждый год на проведение ЕГЭ, на развитие дистанционного образования в масштабах всей страны.
  • Переформатировать процедуры поступления, зачисления в вузы под создавшиеся условия. Здесь много вариантов, включая односеместровую возможность поступить в вуз на дистанционное образование всем желающим (вузы успешно осваивают дистанционку), а потом оставлять в вузе тех, кто покажет лучшие результаты, лучшую готовность к учебе, большую мотивацию. Или перестроить технологию первого семестра на фронтальный лекционный процесс и самостоятельную работу в сети, чтобы обучать всех делающих успехи в первом семестре. Кстати, получим возможность впервые с введения ЕГЭ проверить гипотезу, на самом ли деле ЕГЭ отбирает тех, кто станет мотивированным студентом и лучшим профессионалом. Если этот набор в вузы покажет лучшие результаты в учебе студентов, то возможно будет забыть про дорогой ЕГЭ и перейти на другие приемные процедуры, умощняющие школы и вузы, а не контрольно-надзорный по своей природе и в этом смысле совсем не современный, совсем не с очеловечивающей интонацией ЕГЭ.
  • Ну и еще одно очень важное обстоятельство. Министерство просвещения, Министерство образования, Рособрнадзор должны синхронизовать свои планы с Министерством обороны, чтобы парни в этот кризисный для всех год не были забраны в армию раньше, чем завершатся процедуры поступления в вуз. При любом раскладе – не будет ЕГЭ или будет со смещением во времени, если график призыва в Вооруженные силы остается прежним, то уже сейчас родители почти в панике от того, что мальчики пойдут служить, даже не попытавшись поступить в вуз. Не обозначать заботу и решение по этой позиции судьбы выпускников – значит провоцировать панику, которая на порядок страшнее самой опасности заболевания.

Технологии в ведомстве не живут

И кстати, странно, что в РОНе не осведомлены о существовании технологий тестирования на дому, первые из которых возникли еще до всякого ЕГЭ и были предложены проф. Александром Шмелевым в середине 90-х годов и апробированы в ходе масштабного проекта. С тех пор технологии ушли так далеко, что нет ни проблемы идентификации личности сдающего экзамен, ни обеспечения достоверности ответов (профилактика списывания в просторечье), ни обеспечения ПО для домашних гаджетов, хоть на смартфоне сдавай.

Так или иначе, обеспечить зачисление в вуз дистанционно – решаемая проблема. Даже в вузы с дополнительными творческим испытаниями. А судя по тому, как вузы справились с переходом на дистанционное образование – даже начало учебного года для студентов можно обеспечить на этот случай.

Я считаю своим долгом принять все меры от лица движения «Школа – наше дело», чтобы успокоить родительское и школьное сообщество, заверить людей, что будет сделано все, чтобы вступительная кампания прошла вовремя, что мы найдем и предложим правительству технологические решения этой проблемы.

Притом что, повторяю, технологии, варианты решения есть, и движение «Школа – наше дело» готово предоставить их общественности, экспертному сообществу.

И должен специально обратить внимание, что многие эксперты уже не раз поднимали вопрос, что ведомственная принадлежность организации ЕГЭ ставит под сомнение не только объективность, но создает опасность для общества, если поиск жизненно важных общенациональных решений ограничивается кругозором уровня «рабочих групп Рособрнадзора».

Нужно, чтобы не только дети, учителя и родители переходили в мир человеческих – очеловечивающих отношений, но чтобы такой же разворот случился и у ведомства, руководящего, отвечающего за систему образования страны.

Да, и разобраться бы, кому это выгодно: вместо высоких технологий использовать дедовские жандармские меры карательного характера, тратить гигантские средства на обеспечение низкотехнологичного способа итоговой аттестации?

https://vogazeta.ru/articles/2020/4/4/normativni…

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Другие публикации автора

Поделиться: