ИЗМЕНЕН ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ. Единая Федеральная образовательная программа.

21 сентября 2022 c 17:30 до 19:00 МСК
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЛАНЕРКА РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ №45

Повестка:

* Три важнейших изменения в Федеральном законе об образовании. 

* Что теперь будет с самостоятельностью школ и педагогов  

* Предметы «важные» и «не важные». 

* Права родителей в образовательном процессе: а были ли они?

 

Участники:

Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ, учитель русского языка и права в московской школе «Интеллектуал», автор учебных и методических пособий по преподаванию гуманитарных предметов, член Совета профсоюза «Учитель»

Артем СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», лидер движения «Школа — наше дело»


 

Поделиться:

Обсуждение

Юрий Никольский 24 сентября 2022 10:32

Позавчера 22.09.2022 я дал комментарии для сравнения разных моделей, так как Луховицкий и Соловейчик исходят из одних принципов, а лоббисты и авторы поправок в закон об образовании из других. Но при этом в моих комментариях нет темы о побудительных мотивах лоббистов и авторов поправок в закон, а это важно понять для выяснения причин внесения поправок.
Существующая модель с многообразием учебников включает в себя ориентацию авторов учебников на работу учителя/ученика, а после введения поправок в закон будет сформирована ориентация только на чиновника/власть. Сравнение этих моделей дано на языке наемного работника и фрилансера =>
https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/27091-a-vy-udarnik-ili-talant-pochemu-sotssorevnovaniya-proigryvayut
Автор учебника перестает быть фрилансером, а его труд становится фактически трудом наемного работника для удовлетворения требований/желаний представителя власти/чиновника.

Пользователь удалил комментарий

Юрий Никольский 24 сентября 2022 16:04

Поправки в закон исключают какую-либо возможность конкуренции между авторами учебников на базе предпочтений потребителей этих учебников (учителей, учащихся и их родителей).
Теперь авторам придется ориентироваться лишь на чиновников, которые утверждают единый учебник, но при этом не несут прямой ответственности за качество образования.
Не исходят ли лоббисты поправок в закон лишь из своих личных интересов? В беседе Луховицкого и Соловейчика говорится о возможном интересе владельцев бизнеса, которые занимаются издательской деятельностью. Но заинтересованы не только они, так как поправки в закон повышают статус чиновника в иерархии вертикали власти.
В комментарии нет возможности рассмотреть подробно побудительные мотивы, но ясно, что вновь формируемая модель отношений порождает целый комплекс дополнительных проблем, начиная с создания условий для коррупции, а наличие лишь одного учебника снизит качество образования.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:26

Луховицкий и Соловейчик исходят из своей логики. Она мне понятна и близка, но авторы закона исходили из другой логики. В комментариях хочу пояснить логику законодателей.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:26

1. Любое решение строится на базе выбранной модели. Об этом говорится в учебниках по подготовке ответственных решений (http://4plus5.ru/2.htm). Образование в стране проходило по советским программам обучения, которые формировались на основе единой модели общественного развития, описываемой в курсе марксистско-ленинской теории. Это стало причиной того, что в нашей стране не было практики современного процесса подготовки решений, который начинается с согласования модели, а потом лишь в её рамках проходит диспут для принятия обоснованного решения. Редкому человеку придет в голову, что до принятия решений нужно определиться с моделью, в рамках которой анализируют последствия каждого из вариантов решения. Хуже того, если обсуждение ведется без согласования выбранной модели, то происходит разговор глухого с немым, а мнение противной стороны воспринимается абсурдным (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/74256-absurd-v-nashey-zhizni).

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:25

2. Сравнение двух моделей приведено на https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/27091-a-vy-udarnik-ili-talant-pochemu-sotssorevnovaniya-proigryvayut
Работник присутствует в одной из моделей, а разные модели требуют разных навыков, хотя объем знаний может совпадать. Навыки должны соответствовать той жизненной модели, в которой окажется будущий ученик, и это должна учитывать система образования (https://nashedelo.ru/a/organizatsiya-obucheniya-dolzhna-sootvet-stvovat-organizatsii-truda).
Какую модель формируют в нашей стране? Об этом в следующих комментариях.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:25

3. В годы СССР всех готовили к жизни строителя бесклассового общества, в 90-ые годы заменили на развитие демократии и рынка, а в нулевых годах XXI века было объявлено про формирование вертикали власти.
Что такое вертикаль власти? Это подчинение в соответствии с сформированной иерархией. Подчеркну, что вертикаль касается не только тех, кто находится в административном подчинении. Власть объявляет законы, формирующие иерархию в обществе. Закон поставил чиновника над учеником, который определяет порядок обучения. Ученик и его родитель не входят в административное подчинение, но обязаны выполнять решения чиновников от образования. В вертикали власти учитель поставлен на более низкую ступеньку по сравнению с чиновником от образования.
Разве вертикаль власти предполагает обсуждение верхних эшелонов власти с низшими звеньями? Нет, поэтому является естественным, когда вновь принимаемые законы не согласуются с общественными организациями.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:25

3а. Разве вертикаль власти предполагает учет желаний учеников и их родителей? Важны ли мнения учителей? Нет, поэтому аппарату министерства нет необходимости сохранять выбор программ и учебников.
Для вертикали власти важно подчинение и послушание, а не плюрализм и инициатива.
Введение единообразия в государственную школу является естественным продолжением строительства вертикали власти, о которой было объявлено пару десятилетий тому назад. Поправки в закон делаются каждый раз не для расширения прав родителей и учителей, а для передачи части прав от родителей к чиновнику, выступающему от имени государства (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/38071-obsuzhdayem-popravki-v-zakon-ob-obrazovanii).

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:24

4. А что в экономике? В экономике взята направленность на импортозамещение. А какие модели ещё существуют? Для примера возьму китайскую практику, где объявлена модель по освоению рынков на всем мировом пространстве. Наличие двух разных экономических моделей проявляется в том, что китайских товаров промышленного производства в нашей стране гораздо больше, чем российских в Китае.
Для импортозамещения требуется умение копировать иностранные инновации, а не создавать свои новые. Продукт считается инновационным, если востребован на мировых рынках, но при импортозамещении нет задачи по торговле в других странах, а поэтому ученика не надо готовить к инновационной деятельности, так как в экономике будут востребованы лишь навыки для копирования чужих инноваций.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:24

4а.
Вертикаль власти заботится о разнообразии знаний? Нет. Вспомним вертикаль власти в СССР. Тогда из всего многообразия философских знаний признавалась верной лишь философия марксизма-ленинизма, на базе которой изучалась лишь единственная модель экономики социализма. Это касалось не только общественных наук. Достаточно вспомнить лженауку кибернетику, которая находится вне идеологии, а основой которой являлась дискретная математика. Копирование для импортозамещения не требует разносторонних знаний, поэтому не следует удивляться, что это нашло отражение в законах для образования. Не удивлюсь, если какие-то научные направления будут закрываться, не будут финансироваться. Так уже в нашей стране было при других вертикалях власти.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:22

5. Традиции нашей страны существуют вне идеологии, сохраняясь при различных моделях вертикали власти. Первым создателем вертикали власти можно считать Ивана III. Он определил принцип государственного устройства, где все стали его холопами. Семья была встроена в эту вертикаль власти, где отцу семейства была отведена роль старшего в своей семье, который подчинялся помещику, а тот был холопом у государя.
Иван IV закрепил этот принцип тем, что высшая государственная должность не подвергается критике даже при наличии садистских наклонностей. Это стало самой устойчивой российской традицией. Вертикаль власти могла запрещать религии или разрешать их, когда считала включение их в вертикаль власти полезной для себя.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:23

5а. Вертикаль власти существует благодаря воспитанию привычки, где главенство государства над личностью и беспрекословное послушание низших звеньев решения вышестоящих становится нормой поведения. Это можно считать основной нашей традицией, позволяющей не думать о результатах, не роптать, а выполнять (https://nashedelo.ru/a/sizify-tvoryat-istoriyu).

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:20

6. Очевидно, что в модели, основанной на вертикали власти, не может быть индивидуального подхода к ученику. Труд отличника в этом смысле подобен труду Сизифа, так как его способности не учитываются при переход из класса в класс (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/90247-trud-otlichnika-obestsenivayetsya-konechno-pochemu-u-detey-net-motivatsii-poluchat-pyaterki).
Что могут учителя, родители, общественные организации? Они могут организовывать дополнительные формы обучения, воспользовавшись предложениями рынка в образовательной отрасли экономики (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/7612-biznesmeny-formiruyut-novuyu-pedagogiku).
Родители с более высоким уровнем дохода оплачивают модель образования, предлагаемую коммерческими структурами. Продолжается практика существования школ с особым статусом. В них принимаются в основном дети, родители которых находятся в нужном месте вертикали власти.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:21

6а. Возможности отойти от вертикали власти существуют, но не исключаю, что на следующем этапе своего развития вертикаль власти потребует запретов на те виды образования, которые не соответствуют установленным образовательным стандартам.
Возможно ли такое? Не исключаю, а для понимания этого советую внимательно перечитать последнее поздравление высшему руководителю КНДР.

Юрий Никольский 22 сентября 2022 22:18

7. Чему в первую очередь должны обучать? Процессу принятия ответственных решений. Это можно изучать на основе исторических процессов (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/50148-yediny-uchebnik-istorii) и с помощью деловых игр при освоении основ предпринимательства (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/79416-osnovy-predprinimatelstva).
Обращаю внимание, что существующие учебники по истории и по предпринимательству, утвержденные официально, не позволяют проследить процесс принятия ответственных решений.

Пользователь удалил комментарий

Мария Михина 21 сентября 2022 17:53

а для СПО тоже будут новые учебники и программы?