1 марта 2020 года состоялся митинг «В защиту образования», собранный по инициативе сообщества родителей, учеников и учителей московской школы №113. Это сообщество объединилось в ответ на несправедливость — на незаконное увольнение директора школы Давора Симовича Тубы.
То, что увольнение было незаконным теперь доказано и в суде. Недавно прошло очередное заседание в апелляционной инстанции, в Мосгорсуде, где увольнение директора школы №113 признано незаконным.
Митинг в парке Сокольники неожиданно собрал представителей из разных школ Москвы. По итогам митинга была составлена резолюция из 47 пунктов, под ней подписались более 1700 московских родителей и педагогов.
Огромное количество горячих вопросов образования и школьной системы показали нам, группе основателей Движения «Школа – наше дело», что нужно объединяться, перестать обсуждать эти проблемы только между собой, заявлять о них громко, выходить на диалог с администрацией школ и детских садов, с региональными и федеральными властями.
Пришло время – родители и педагоги готовы деятельностно участвовать не только в приеме-передаче знаний, но в том, как устроен школьный уклад, как защищаются в нем права и интересы всех – детей, учителей, родителей, директоров.
В эти дни исполняется год нашему Движению. Оглянемся назад?
Что удалось. Удалось получить отклик многих тысяч педагогов страны, собрать от них самые наболевшие вопросы и передать их непосредственно в руки министру просвещения Сергею Кравцову. И хотя на сам документ министр и его команда не дали ответ в Координационный совет Движения ШНД, но по делам, по решениям министерства за прошедший год мы видим, что запросы услышали и решения принимаются или разрабатываются к принятию.
Удалось начать и поддерживать инициативу проведения еженедельных Всероссийских планерок педагогов и родителей по самым актуальным, самым горячим вопросам образования и воспитания. Более тридцати встреч с педагогами, с родителями, с учеными, общественными деятелями, издателями учебников, с теми, кто глубоко включен в задаваемые вопросы. Планерки по четвергам стали за этот год визитной карточкой движения.
Трансляции идут параллельно на нескольких площадках, охват аудитории по каждой встрече часто переходит за 100 тысяч зрителей. Одно только перечисление поднятых тем могло бы составить хороший учебник по обустройству современной школы: «Семья и школа. Папы», «Семья и школа. Дети. Легко ли быть молодым», «Семья и школа. Мамы. Отдать и молиться», «Семья и школа. Учитель. Между молотом и наковальней», «Как вернуть доверие родителей к системе образования?», «В школу какой эпохи мы отдаем детей», «Сколько стоит бесплатное образование», «Вторая волна удаленки», «Дополнительное образование. Национальная катастрофа местного масштаба», «Что так и что не так с нашим образованием? Как менялось наше образование от советского к нынешнему, и что нас ждет дальше», «Генетика, биометрия и другие биоинженерные технологии в образовании vs Свобода личности», «Причинение счастья по-министерски — польза или вред от ВПР» и много-много других тем.
Еще одна тема оказалась «нашей», нашла большой интерес у наших сторонников. Мы провели серию встреч с психологом и остеопатом Хорхе Фернандесом, который работает со спортсменами олимпийского уровня, — «Физиологические последствия длительного дистанта» и «Уроки здоровья для детей и взрослых».
Создавая движение, мы понимали, что не только общие вопросы, поиски принципиальных проблем нам предстоят. Частные истории, просьбы о помощи, консультации, защита прав стали нашей повседневной работой. Ведь история Движения началась с вполне конкретной истории одной московской школы, родители именно этой школы стали энтузиастами, основателями Движения, их конкретный случай вылился в объединение большого числа родителей и педагогов.
Мы рады, что нам удалось в течение года оказывать поддержку сообществу школы 113, её несправедливо уволенному директору Давору Тубе. Хотя суд признал незаконность увольнения Давора Симовича в январе 2020 года, пока ещё директор в школу не вернулся, история не окончена.
Мы рады были помочь и поделиться со всеми историей защиты Центра образования № 28 с углублённым изучением иностранных языков города Владивостока, где сообщество школы через суд также смогло отстоять своего любимого директора Светлану Соколову.
На протяжении всего этого года мы поддерживали и помогали коллективу Лицея комплексного формирования личности детей и подростков имени Михаила Петровича Щетинина в Текосе Краснодарского Края. Мы рады, что тяжелая полоса истории отступила от этого волшебного места, что у Лицея Щетинина появилась возможность вновь открыть свои пространства для детей, вернуться к привычной жизни.
Мы были рядом с проблемами школы в подмосковном поселке Загорянский, мы всегда рядом с родителями Вальдорфской школы № 1060 имени Анатолия Пинского, которая нацелена сохранять свои традиции в большом московском учебном комплексе.
Волна эпидемии, затянувшаяся жизнь школы в отрыве от детей, а детей от школы минувшей осенью, обострила многие вопросы, которые за суетой текущих дел все мы считали не столь первостепенными. Мы активно включились в защиту прав детей и родителей, заботу о сохранении здоровья и поддержку желания родителей быть активными участниками принятия важных для школ и для семей решений.
У нас получилось провести первый, наверное, в истории страны он-лайн митинг с открытым микрофоном по самой острой и тревожной теме минувшей осени — Образование: дистанционно или очно?
Вместе с Общественным Движением «Родители Москвы» Объединенное Движение «Школа – наше дело» последние полгода ведет интенсивную каждодневную работу по просвещению родителей, объединению инициативных родителей в независимые внутришкольные Советы, по анализу школьных документов, самой системы общественного управления, по поиску таких административных и государственных решений, которые учитывали бы мнение и родителей, и самих детей.
Что дальше?
Обсуждение
Юрий Никольский 25 марта 2021 16:26
Назревает новая проблема, её необходимо хотя бы обозначить. Разные родители порождают разный психологический тип учащихся. Условно я всех родителей разделил на бумеров и зумеров (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/89426-bumery-a-ne-zumery-porozhdayut-konflikt-pokoleny). Одни родители (бумеры) используют те формы работы с детьми, которые применялись к ним в их детские годы. Другие родители (зумеры) переходят на активное использование интернета с самого раннего возраста своих детей (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/69274-gramotnost-i-deti-pochemu-klaviatura-inogda-ne-khuzhe-ruchki). Первый тип слушает учителя и старается выполнить его задания. Второй тип нацелен на активное и самостоятельное овладение новым материалом, которое в нем воспитали обучающие компьютерные игры. Второй тип часто ошибочно относят к гиперактивным, когда оценка со стороны психологов основана на анализе поведения детей первого типа, а для второго типа она не применима.
Юрий Никольский 25 марта 2021 16:26
До интернета были различия среди учащихся в зависимости от типа родителей? Да, особенно это было заметно у первоклассников. Одни первоклассники впервые знакомились с текстом, а другие уже умели читать и понимать прочитанное. Учитель сосредотачивался на подгонку первых к уровню вторых, которые радовались учебе, так как были успешны с первых дней учебы. Методика преподавания учитывала наличие отстающих и успешных, но она была в целом одинакова для всех обучающихся. Психология детей была без существенных различий и понятна учителю. Теперь же складываются два психологических типа детей. Психологический тип складывается до школы, в зависимости от нацеленности родителей. Теперь к учителю будут приходить дети, к которым не применима единая методика для всех учеников одного класса. Это будет нарастать с каждым годом, но это осталось за рамками исследований для выработки хотя бы рекомендаций.
Юрий Никольский 25 марта 2021 16:27
Возможно нарастание конфликтных ситуаций даже в одном классе, а их предотвращение должны брать на себя Советы класса (https://nashedelo.ru/a/nachnite-s-sozdaniya-soveta-klassa-k-diskursu-k-teme-upravlyayushchikh-sovetov-v-shkolakh).