Внедрение института инициативного бюджетирования в российских школах и СПОО в качестве реального стимула развития государственно-общественного самоуправления и автономности образовательных организаций, создание условий для воспитания подростков социально ответственными гражданами
Национальный проект «Образование» ставит перед российским образованием две глобальные задачи, решение которых позволит создать надежную основу для будущего нашей страны. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4-х основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Социальная ответственность личности становится приоритетом в образовании. А особое внимание к воспитательной роли образовательных организаций на всех ступенях образования возвращает нас к лучшим традициям, наработанным богатым опытом в истории нашей страны.
Однако каждый педагог знает, что никакие самые высокие цели недостижимы, если в обучении, в укладе школы нет практического применения освоенным знаниям.
Как и в деле усвоения наук, воспитание социальной ответственности успешно только при возможности школьников и подростков на реальных делах выращивать в себе осознанное отношение к школе, к окружающему школу социальному сообществу, к своему микрорайону (поселению).
Уникальность законодательно закрепленной российской системы государственно-общественного управления образованием и развитие гражданского института коллегиальных органов управления — управляющих советов, советов обучающихся, советов родителей — позволяет создать в каждой школе и СПОО условия для активного включения всего сообщества школы в разработку и осуществление проектов, особо важных для данной образовательной организации. Причем реализация этих проектов может иметь реальную финансовую поддержку, не требующую выделения дополнительных бюджетов.
Принципы государственной политики и правовых отношений в образовании закрепляют модель государственно-общественного управления образовательными организациями.
С 1 сентября 2020 года вступили в силу изменения и дополнения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», усиливающие роль советов обучающихся и советов родителей в воспитательной функции образовательных организаций.
Справочно: В мае 2020 года внесен в Государственную Думу законопроект О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
22 июля 2020 года этот законопроект принят Государственной Думой — Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Закон закрепляет понятие воспитание, как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
С 1 сентября 2021 года каждая образовательная организация, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения, должна обеспечить реализацию программы по воспитанию, разработанную совместно с учащимися и их родителями.
Справочно: В общие требования к организации воспитания обучающихся внесены дополнения, в том числе и касающиеся права принимать участие в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся (при их наличии).
Перенос модели инициативного бюджетирования как части программы воспитания социальной активности и навыков разработки и реализации социальных проектов в образовательных организациях может дать важный стимул для развития школьного уклада, привлечения активных родителей и выпускников в развитие школ и колледжей, воссоздания института наставничества.
Справочно: Национальный проект образование ставит задачу широкого вовлечения обучающихся в социальные и общественные проекты: «численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек) — базовое значение – 1,61; в 2019 году – 2,8; в 2021 году – 5,2; в 2024 году – 8,8.
Инициативное бюджетирование – эффективный способ активировать социальную ответственность местного сообщества, заинтересовать людей общественной деятельность. Он практикуется в муниципальных и городских проектах в 69 регионах страны.
Справочно: Количество проектов, реализованных в 2019 году, выросло почти на две тысячи и превысило 20 тысяч — 21 841 (+16,6% к 2018 году). Всего гражданами в рамках всех практик было подано 152 385 проектных идей.
При Научно-исследовательском финансовом институте Министерства финансов создан Центр инициативного бюджетирования, который c 2016 года разрабатывает эту инновационную модель вовлечения граждан в процессы развития страны и сопровождает проведение конкурсов социально важных проектов, гражданских инициатив.
Справочно: Инициативное бюджетирование или партисипаторное бюджетирование – это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств.
Реализация практик инициативного бюджетирования позволяет достичь положительных системных социальных и экономических эффектов.
В тоже время мы понимаем, что в структуре реализованных проектов образовательные инициативы и инициативы, выдвинутые сообществами образовательных организаций, появились лишь в 2018 году и составляют порядка 5,6 – 7,2 %. По сравнению с проектами по благоустройству (более 80%) это небольшие показатели.
Наличие в школах и других образовательных организациях отлаженной работы коллегиальных органов управления — управляющих советов, советов обучающихся, советов родителей — дает возможность использовать внутришкольные организационные ресурсы и ресурсы общественного контроля для проведения открытых конкурсов социальных инициатив детско-взрослых и подростковых проектных команд.
Выделение из школьного бюджета 1 – 3 % средств под обеспечение реализации общественных инициатив не нарушит баланса финансирования образовательных организаций.
Справочно: По данным доклада Министерства финансов РФ за 2019 год о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях средняя стоимость проектов составляет 1,09 млн. руб.
Средний совокупный бюджет школ (государственное финансирование и внебюджетные поступления) составляет 45 млн руб. в год. Следовательно, 1 – 3 % в натуральном выражении может составлять от 0,45 до 1,35 млн руб. Что соответствует средней стоимости проектов.
При должной просветительской, экспертной и юридической поддержке социальной активности обучающихся, родителей и педагогов коллегиальные органы управления могут стать организационной основой эффективного самоуправления.
При этом мощный импульс в виде реального финансирования может задать всему процессу школьной жизни совершенно другую смысловую нагрузку, другую педагогическую и ценностную планку.
Мы видим в обществе сейчас высокий запрос на солидарность, справедливость и самоуправление, учет разных мнений.
Развитие институтов самоуправления в образовании в сочетании с социальным проектированием направит активную энергию, свойственную подростковому периоду, в созидательную деятельность на благо школьного сообщества.
Обсуждение