Аннотация концепции
1. ВВЕДЕНИЕ
Появление первой практики школьного партисипаторного бюджетирования (ПБ) в мире относится к 2005 году. Регион Пуату-Шарант во Франции, благодаря инициативе губернатора Сеголен Руайяль, стал местом в котором на партисипаторное бюджетирование выделялось 3% от всех расходов на образование в регионе. Среднее образование во Франции сфера полномочий региональной власти и решения о выделении средств из бюджета могли принять только власти регионов. В последующие годы опыт Пуату-Шарант активно распространился в других регионах Франции.
Стоит отметить три практики ПБ общенационального масштаба, реализуемые в Португалии, в том числе общенациональную практику для школ. Школьное ПБ в Португалии охватывает все государственные школы 3 и 2 уровней, которых в стране около 1100. Правительство перечисляет в каждую школу средства из расчета 500 евро на учреждение плюс 1 евро на каждого школьника. Процесс стартует в январе, в феврале проводится сбор идей, в марте – технический анализ. В марте в стране празднуют День учащегося, голосования за проекты приурочены к этому празднику. В апреле объявляются результаты, затем начинается реализация проектов, которая должна быть завершена до конца календарного года. Можно констатировать, что школьное ПБ в Португалии способствует демократизации процессов принятия решений и формированию новой гражданской культуры.
Среди стран, в которых накоплен определённый опыт школьного ПБ можно выделить также Россию, США, Францию, Бразилию, Германию, Чехию. Организаторы школьных практик по всему миру ставят перед собой схожие цели: получение школьниками положительного опыта гражданской активности и возможности для вовлечения в жизнь своего сообщества; выстраивание продуктивных отношений между учениками и администрацией; содействие личностному, социальному и гражданскому развитию; укрепление школьного сообщества и отношений школы с обществом.
В России школьное инициативное бюджетирование (ИБ) дебютировало в 2017 году в Сахалинской области. В 2019 году региональные «школьные» программы появились в Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Алтайском крае, Республике Коми, Ярославской области. В ряде городов школьное ИБ оформлено как муниципальные инициативы. В настоящий момент эти практики опираются на привычные для традиционных форм ИБ процедуры и методологию. Разработанная концепция ШкИБ является новым подходом не только в масштабах России, но и в контексте мирового ПБ.
С 1 сентября 2020 года вступили в силу поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Воспитание подрастающего поколения становится одним из приоритетов государства. Закон определяет понятие «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы, которая должна стать составной частью всех образовательных программ в школах, колледжах и вузах. Из закона следует, что в воспитательную деятельность, направленную на развитие личности, входит создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. Школьное инициативное бюджетирование является одним из эффективных социально-педагогических способов их формирования.
Миссией школьного инициативного бюджетирования является активизация подготовки школьников к их участию в общественных изменениях, затрагивающих различные элементы городской и внутришкольной инфраструктуры. Формирование важных элементов функциональной грамотности школьников, формирование основ гражданской мотивации и активного гражданского поведения.
Целью школьного инициативного бюджетирования является вовлечение школьного сообщества: администрации, педагогов, родителей, школьников – в принятие бюджетных решений, позволяющих изменить к лучшему школьную территорию и инфраструктуру.
Задачи школьного инициативного бюджетирования:
Создание условий для участия школьников во внутришкольных процессах; обучение школьников различным аспектам функциональной грамотности; перезагрузка деятельности управляющих советов школ и вовлечение членов управляющих советов в более активное принятие бюджетных решений и обеспечение осуществления инициативного бюджетирования.
2. УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ: ЭФФЕКТЫ ШКИБ
Залогом качества обучения и образования в целом становится то, что школьники, родители, педагоги, а также партнёры школы вовлекаются в управление образовательной организацией, которая побуждает их к поиску возможностей улучшений и ориентирует на рост удовлетворенности результатами своей и общей деятельности. Кроме того, у руководителя образовательной организации появляется опора на школьное сообщество, как на коллектив единомышленников, не только разделяющих цели и ценности школы, но и принимающих активное участие в их реализации. Это осуществляется через инструмент школьных проектных инициатив, связанных с расходованием бюджетных средств, учитывающем потребности самих школьников в улучшениях ради качества своего образования.
Эффекты внедрения ШкИБ
- Приоритизация проблем, как инструмент оптимизации бюджетных расходов. Выбор самими субъектами образовательного процесса приоритетных проектов, решающих проблемы недостаточной комфортности школьной среды и уровня психологической атмосферы, способствующих качеству образования
Данные эффекты проявляются в показателях, отражающих выгоду, полученную образовательной организацией за счёт привлечения внебюджетных средств, более бережной эксплуатации школьного имущества и оборудования, решения действительно наиболее актуальных для школьников вопросов обеспечения комфортности образовательной среды.
- Качество управления. Обучение представителей школьной администрации и педагогического коллектива новым технологиям работы с инициативами субъектов образовательного процесса. Механизм выявления наиболее перспективных педагогических кадров, имеющих склонность к внедрению педагогических инноваций и организационно-управленческой деятельности для обеспечения сменяемости в коллективных органах управления и ротации управленческих кадров образовательной организации; развитие новых компетенций педагогов, органов коллективного управления и школьной администрации: навыки проектной деятельности, опыт работы с сообществами, освоение современных образовательных технологий формирования функциональной грамотности школьников. Управленческие эффекты могут фиксироваться в результатах аттестации, а также по итогам обучения и результатам реализации этапов полного цикла ШкИБ.
- Воспитание «ответственного гражданина» и чувства хозяина; преодоление «иждивенческих настроений»; снижение конфликтности и повышение уровня психологического комфорта в школе и уровня удовлетворённости школьников и родителей от посещения школы и созданными условиями для учёбы; появление устойчивых форм самоорганизации школьных сообществ.
- Повышение готовности школьников учиться на основе заинтересованности в реализации собственных проектных инициатив улучшения условий обучения; укрепление дисциплины и порядка за счёт готовности школьников к сотрудничеству в реализации проектных инициатив и поддержания их результатов в сохранности
3.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Социология детства и педагогические аспекты теории ШКИБ
Социология детства определяет детей, как группу, включенную в систему социальных отношений, которая участвует в организованных видах деятельности и взаимодействует с другими сообществами. Кроме того, социология детства пропагандирует подходы в рассмотрении детей как акторов социальных изменений в семье, учреждениях, в городских пространствах, в социальной политике.
В ШкИБ у школьников формируют навыки функциональной грамотности, способствующей социальной адаптации ребёнка к реальной жизненной ситуации. Главными героями заданий становятся сами школьники, которые оказались в ситуации поиска и принятия определённых решений, касающихся своих школьных интересов. Наличие социально значимого контекста школьного инициативного бюджетирования является важным для формирования и оценки функциональной грамотности, поскольку она предполагает способность применить знания в реальной, а не в учебной ситуации, - участия в реальных школьных преобразованиях. В последствии эти навыки становятся основой для практик общественной жизни взрослого человека и гражданина.
Педагогические принципы ШкИБ
Создание условий для реализации школьного инициативного бюджетирования в образовательной организации опирается на педагогические принципы ШКИБ, при которых обеспечивается единство навыкового, ценностного и деятельностного компонентов, с одной стороны, а также сочетания индивидуального и группового принципов освоения социализирующих функциональных навыков – с другой. А также принципов непрерывности, активности, прямой демократии, сотрудничества, жизненной реализации. Индивидуальный и групповой принципы реализации ШКИБ сочетаются в идее «воспитание через деятельность в сообществе», которая опирается на российские традиции коллективизма, патриотизма и готовности действовать сообща во имя общего блага. За годы обучения школьников необходимо вдохновить на участие в общественных делах, дать им возможность почувствовать себя членами не только школьного сообщества, но и членами общества, гражданами которого они являются.
4. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ И БАЗОВЫХ ПРОЦЕССОВ ШКИБ
Процедуры ШКИБ: информирования и вовлечения; выдвижения проектных инициатив школьниками; отбор проектных инициатив; реализация проектных инициатив; мониторинг и оценка проектных инициатив.
Ключевые элементы реализации ШкИБ
Реализация школьного инициативного бюджетирования начинается с момента принятия решения региональным органом управления образованием о выделении средств из бюджета субъекта Федерации на реализацию программы ШкИБ. Наиболее правильным представляется подход при котором выделение средств на ШкИБ происходит в рамках бюджета образовательных учреждений. Для реализации школьного инициативного бюджетирования в образовательной организации необходимо разработать дизайн дизайн практики, учитывающей региональные, муниципальные и локальные особенности.
Пилотный этап реализации практики сопровождается консультационной и образовательной поддержкой специалистов ЦИБ НИФИ Минфина России и консультантов инициативного бюджетирования, имеющих успешной опыт реализации практик школьного инициативного бюджетирования.
ВЫВОДЫ
- - Разработанная Концепция школьного инициативное бюджетирование является важным элементом формирующейся системы воспитательной работы в школе;
- - Школьное инициативное бюджетирование позволяет переосмыслить многие элементы формирования функциональной грамотности школьников. И в первую очередь, в сфере бюджетной, проектной, финансовой грамотности школьного сообшества;
- - Концепция опирается на ключевой педагогический постулат современной «социологии детства» - «обучаться через вовлечение, активное участие в практической деятельности»;
- - ШкИБ позволяет переосмыслить роль предусмотренных законом об образовании коллегиальных органов школьного управления – управляющих советов школ. Последние могут взять на себя роль организаторов школьного ИБ;
- - Благодаря ШкИБ есть возможность оказать влияние на ключевые процессы внутри школьного сообщества. Позволить школьникам и их родителям более активно участвовать в формировании и развитии школьного пространства;
- - Запуск школьного инициативного бюджетирования возможен с федерального (через Министерство Просвещение России), регионального (через органы управления образованием субъектов Российской Федерации) и муниципального (через муниципальные органы власти). Любые действия по развертыванию ШкИБ целесообразно начинать с разработки Программы школьного инициативного бюджетирования соответствующего уровня.
В конце июля президент Владимир Путин подписал закон, дающий правовую основу для «народного бюджетирования» на муниципальном уровне. Он предоставляет возможность жителям городов самим выбирать, на что нужно в первую очередь потратить бюджетные деньги — это может быть ремонт улицы или дома культуры, благоустройство сквера. Обязательное условие для проведения работ — общественный контроль.
Обсуждение