Школа вводит в учебный план второй иностранный язык. Что делать?

02 апреля 2021

Ни мой ребенок, ни я не хотим изучать второй язык, тк это связано с определенными трудностями (путаница букв, звуков, слов и т.д.) В лингвистический профиль мы не идем и, насколько я поняла, 2-й язык вводится именно во всех 5-х классах.

На данный момент меня интересует учебная программа на 5-й класс, где вводится второй иностранный язык.
И так как сейчас все нормативы, фгосы и т.д. перекроили, то интересуют вопросы:
- на какой срок введен второй иностранный язык
- акты, фгосы (ссылки)
- есть ли возможность заменить его на изучение 1-го языка
- сколько языков школа должна/обязана/не должна/регламент/акт/нормы/фгос предоставлять на/по выбору/хочу/не хочу и т.д.

На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 12. Образовательные программы

«1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования».

Таким образом школа определяет образовательную программу целиком на ступень образования. В случае основного общего образования для учебного периода 5 – 9 класс. 

Следующие положения закона № 273-ФЗ тоже важно понимать в данной ситуации.

Статья 12. Часть 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Статья 12. Часть 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования регламентирует наличие в учебном плане обязательных предметных областей, реализуемых через учебные предметы в основной части учебного плана и в части, формируемой участниками образовательных отношений.

18.3.1. Учебный план основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
- филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
- общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
- основы духовно-нравственной культуры народов России;
- естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Из Федерального закона № 273-ФЗ (Статья 12. Часть 7) следует, что необходимой базой для разработки школой образовательной программы для ступени 5-9 классов согласно ФГОС является Примерная основная образовательная программа основного общего образования (далее - ПООП ООО).

ПООП ООО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 размещена в Реестре примерных основных образовательных программ Министерства просвещения РФ https://fgosreestr.ru/ и содержит несколько важных для понимания ситуации норм:

  1. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. (стр. 516)
  2. Глава 1.2. «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования» 
    1.2.5.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка) 
    (стр. 48 – 58 документа)
    прописаны обширные нормативы по объему и содержанию программы и предполагаемым результатам освоения предмета «Второй иностранный язык», а именно: 
    Коммуникативные умения: Говорение. Диалогическая речь. Говорение. Монологическая речь; Аудирование; Чтение; Письменная речь; Языковые навыки и средства оперирования ими: Орфография и пунктуация; Фонетическая сторона речи; Лексическая сторона речи; Грамматическая сторона речи; Социокультурные знания и умения; Компенсаторные умения.

Особое внимание следует обратить на Раздел 3. ПООП ООО «Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования». 

3.1. Примерный учебный план основного общего образования (стр. 513-516)
Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования (далее примерный учебный план), определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. 

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 


Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. 
 

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. 

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на: 

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся
     

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. 

Для основного общего образования представлены пять вариантов примерного недельного учебного плана: 

варианты 1, 2, 3 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке с учетом минимального и максимального числа часов (1 и 2 варианты), а также с учетом изучения второго иностранного языка (3 вариант); 

вариант 4 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации

вариант 5 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа языков народов Российской Федерации. 

Разберем подробнее эти планы, чтобы понять откуда берутся часы на второй иностранный язык.
1. Как указано выше, в ПООП ООО приведены несколько вариантов недельного учебного плана. Вариант № 1. Примерный недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 5267 часов за весь уровень образования) (стр. 517).
По данному минимальному учебному плану обязательная предметная область «Филология» содержит три предмета - русский язык, литература, иностранный язык. На изучение иностранного языка отведено 3 часа в неделю. 


Еще раз подчеркнем — это, утвержденный ФГОС и ПООП ООО, законодательно закрепленный по состоянию на февраль 2020 года минимум возможного содержания учебного плана для государственной образовательной организации.

При этом Часть, формируемая участниками образовательных отношений содержит 1 или 2 часа в неделю (для 6 и 8 класса - 1 час; для 5, 7, 9 классов - 2 часа)
 

2. ПООП ООО. Вариант № 2. Примерный недельный учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 6020 часов за весь уровень образования) (стр. 518) 
По максимальному учебному плану обязательная предметная область «Филология» содержит также три предмета -- русский язык, литература, иностранный язык. На изучение иностранного языка также отведено 3 часа в неделю. Второго иностранного языка здесь тоже нет.

При максимально допустимом в образовательной организации учебном плане прибавляется 1 час в неделю по физической культуре (3 часа в неделю против 2-х при минимальном уч.плане), но существенно увеличивается Часть, формируемая участниками образовательных отношений: для 5 и 7 классов до 5 часов в неделю, для 6 класса - 4 часа, для 8 и 9 - 3 часа в неделю).

То есть введение в учебный план основного общего образования предмета «Второй иностранный язык» возможно только за счет Части, формируемой участниками образовательных отношений.

3. ПООП ООО содержит Вариант № 3. Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык). 

По Варианту № 3 недельного учебного плана перераспределение часов нагрузки в пользу предмета «Второй иностранный язык» происходит за счет часов Части, формируемой участниками образовательных отношений. Что мы и видим из размещенной ниже таблицы



Важно отметить, что для достижения заложенных ФГОС и ПООП ООО предполагаемых результатов обучения по предмету «Второй иностранный язык» предусматривается обучение на протяжении пяти лет в режиме двух часов в неделю или 350 часов учебного времени в течение 5 лет.

При утверждении якобы обязательности изучения второго иностранного языка администрации школ иногда ссылаются на Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 «Об изучении второго иностранного языка», подписанное директором департамента А.Е.Петровым. Здесь важно отметить, что указом Президента РФ ранее, 15 мая 2018 года, Министерство образования и науки РФ было реорганизовано и вопросы, касающиеся основного общего образования были отданы в ведомство Министерства просвещения. В связи с изложенным правовой статус ссылки на данное письмо представляется сомнительным и требует дополнительного подтверждения, кроме того данное письмо не прошло регистрацию в Минюсте РФ и не может расцениваться как подзаконный акт.

Дополнительным фактом затруднительности исполнения требования со стороны школы обязательности изучения второго иностранного языка на определенном ФГОС уровне является, введенная Федеральным законом № 317-ФЗ в 2018 году, обязательность введения в учебный план дополнительных часов для изучения русского языка и литературы как родного в образовательных организациях с обучением на русском языке.  

Важно понимать, что письмом от 20 декабря 2018 г. N 03-510 Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения РФ, были определены «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов российской федерации, изучения государственных языков республик российской федерации, родных языков из числа языков народов российской федерации, в том числе русского как родного».

Данным письмом закрепляется обязательность изучения на ступени начального и основного общего образования изучения дополнительного предмета «Родной язык и литература». В случае, когда основным языком преподавания является русский язык, то дополнительно вводятся уроки русского языка и литературы с национальным русским компонентом.

Указанные Рекомендации и другие документы министерства просвещения (письмо № № ТС-2782/03 от 01.11.2019 г.) вводят порядок реализации Федерального закона от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 317-ФЗ), в соответствии с которым статья 11 дополнена частью 5.1 следующего содержания: «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка».

Не допускается изучать учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» из предметной области «Филология» за счет учебного времени, отведенного образовательной организацией на изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литература».

Упоминаемая выше ПООП ООО, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, в Варианте № 4 Примерный недельный учебный план основного общего образования (изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке) регламентирует введение предмета «Родной язык и литература».  

По данному учебному плану в обязательной предметной области «Филология» отсутствует предмет «Второй иностранный язык», но вводится дополнительно по 3 часа в неделю на протяжении всей ступени уроки «Родной язык и литература» также в рамках максимально допустимой учебной нагрузки за счет уменьшения Части, формируемой участниками образовательных отношений.

Из всего вышеизложенного следует, что в рамках минимальной и максимальной еженедельной учебной нагрузки, а также суммарного количества часов на весь уровень образования, не выходя за рамки 6020 учебных часов, введение учебного предмета «Второй иностранный язык» ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО за счет Части, формируемой участниками образовательных отношений, исходя из «обеспечения реализации интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации». Простыми словами – по желанию обучающегося или родителей.

При этом следует учитывать, что с 2018 года в связи с обязательностью дополнительного изучения «Родного языка и литературы (русского)», дополнительный (второй) иностранный язык потребует задействовать весь резерв времени из части, формируемой участниками образовательных отношений. При таком необходимом условии введение и достижение  результатов обучения по данному предмету, предполагаемых ФГОС и ПООП ООО, возможно лишь при крайней заинтересованности обучающегося.

Следовательно, введение или продолжение изучения ранее введенного в программу ступени соответствующего уровня образования того или иного предмета, за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, и не регламентированного федеральным законодательством, возможно с согласия обучающегося и его родителей (законных представителей) в рамках реализации индивидуального учебного плана либо при принятии школой альтернативной образовательной программы при мотивированном желании обучающихся целого класса.

При оформлении аттестатов согласно «Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 546, на основании п. 5.3. б) в аттестат может быть выставлена отметка «по каждому учебному предмету, входящему в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года».

То есть, если обучающийся или родитель выбрал обучение второму иностранному языку, то школа обязана обеспечить обучение минимум один год в режиме два урока в неделю или не менее двух лет при одном уроке в неделю. Только в этом случае отметка за второй иностранный язык может быть поставлена в аттестат.

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА - НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Обсуждение

Поделиться: